Объем рынка бытовой техники и электроники в России, по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), по итогам 2008 года достиг 16,5 млрд долларов. Таким образом, рост составил 10 % от уровня 2007 года (подробнее – см. график). Увеличение было не столь существенным, если сравнивать этот показатель с данными предыдущих лет, достигавшими 20–25 %. Но, по словам директора по связям с общественностью РАТЭК Антона Гуськова, при сопоставлении с Европой, где объем рынка ежегодно растет в среднем на 2 %, российские сети неплохо завершили этот год.
Аналитики и федеральные ритейлеры рынка БТЭ не раскрывают показатели развития сети в конкретных регионах, в том числе не озвучивают данных о том, какую динамику показывают магазины в Прикамье. Пермские предприниматели также отказываются разглашать какую-либо информацию о развитии рынка БТЭ. «Мы не афишируем данные о работе своих компаний потому, что местные игроки рынка наступают на пятки федералам, и любая информация будет работать против нас самих», – пояснил логику пермского бизнеса один из собеседников «bc», занимающийся ритейлом БТЭ. Он также настойчиво просил не только не указывать его имени и фамилии, но и не называть компании, которую представляет.
Между тем, по словам Антона Гуськова, ситуация на общероссийском рынке складывается из региональных тенденций. Сегодня в стране наиболее динамично, по словам эксперта, развивается рынок БТЭ в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре, положение дел в остальных регионах примерно одинаковое.
Не заметили федералов. Сегодня на рынке БТЭ в Пермском крае работают 4 федеральных компании – «Эльдорадо», «Техносила», «М-видео», «МИР». На рынке также представлен крупный местный игрок – «Сатурн-Р». Кроме этого, часть рынка контролирует сеть «Эксперт – федеральный франчайзинговый проект». Пермский предприниматель открыл под этим брендом в крае 6 торговых точек. Наиболее мощно в регионе представлено «Эльдорадо». Из 35 магазинов только 14 принадлежат самой компании, остальные открыты индивидуальными предпринимателями, выкупившими право на использование бренда. Помимо этого в Прикамье работает 4 гипермаркета «Техносилы», два – «М-видео» и один компании «МИР». Напомним, в прошлом году МИР принял решение о закрытии одного из двух магазинов сети в Пермском крае.
Сами игроки отказываются говорить о том, какую долю рынка они занимают. Но, по данным РАТЭК, на федералов приходится около половины от общего объема продаж.
Такая расстановка сил, по мнению PR-директора компании «МИР» Елизаветы Тотуновой, свидетельствует о серьезной конкуренции между игроками. Аналогичной точки зрения придерживается и Антон Гуськов. Однако пермские бизнесмены имеют на этот счет свое мнение.
«Мы не считаем друг друга конкурентами. Конкуренция предполагает, что компания будет делать все возможное, чтобы покупатель не пошел за товаром к другому продавцу, но сегодня этого не происходит», – признается собственник сети магазинов бытовой техники и электроники «Сатурн-Р» Александр Репин.
О том, что конкуренция на региональном рынке незначительна, «bc» также заявил другой пермский предприниматель, занимающийся продажами БТЭ: «До сих пор конкуренцию нельзя было назвать острой, – считает анонимный собеседник издания. – Часть супермаркетов вообще не прилагала усилий, чтобы привлечь покупателей. Возьмите, к примеру, магазин, расположенный на Гайве. Если других рядом нет, то потребителям и выбирать не из чего – покупают там, где ближе. В большом городе, в отличие от маленького, цены не являются приоритетом, более значительную роль играет месторасположение точки».
Но даже пермские предприниматели признают, что кризис способствовал ужесточению борьбы за покупателей.
Минус полтора. Другой тенденцией в секторе БТЭ, вызванной изменениями в экономической ситуации в стране, стало снижение объемов продаж и корректировка структуры спроса. По данным компании GfK TEMAX, несмотря на сокращение объемов продаж в четвертом квартале 2008 года по ряду позиций в целом год закончился с хорошими показателями. Однако тенденции, наметившиеся в конце прошлого года, сохранились в первом квартале текущего. Как сообщают аналитики компании, рынок электробытовой техники и электроники снизил объемы продаж в первом квартале 2009 года почти на 23 % по сравнению с тем же периодом 2008 года. Наибольший спад наблюдался в цифровом фото и телекоммуникации.
«Итоговые результаты 2008 года были позитивными для всех секторов, кроме фото, в то время как в первом квартале 2009-го ни один из секторов рынка электробытовой техники и электроники не может похвастаться приростом продаж», – сообщается в отчете GfK TEMAX.
Общий объем рынка БТЭ, отраженный в результатах мониторинга GfK TEMAX, достиг 7,3 млрд долларов в первом квартале 2009 года, что на 22,7 % ниже уровня того же периода прошлого года. Это первый явный индикатор влияния кризиса на продажи техники и изменения в поведении потребителей – делают вывод эксперты компании.
Результаты исследования подтвердили и сами ритейлеры.
Елизавета Тотунова:
– Объем продаж в первом квартале 2009 года по сравнению с 2008-м снизился. Количество посетителей в целом осталось на том же уровне, но основной поток был в январе, когда наблюдался очередной покупательский ажиотаж, связанный с ожиданием роста цен и нестабильностью основных валют. Средний чек также стал ниже, причины абсолютно очевидны – кризис, падение потребительского спроса, покупательской активности, финансовых возможностей населения.
Александр Репин также поддерживает коллег, отмечая, что от кризиса пострадали одинаково и пермские и федеральные компании, но серьезного снижения объемов продаж, по его словам, не произошло. «Объемы сократились, но не глобально, на несколько процентов, но не в разы», – пояснил Александр Репин.
Эксперты сетей отмечают, в последнее время происходит перераспределение спроса на более простые по функциям товары и дешевые бренды. «Основной тенденцией стала переориентация покупателей с люксовых брендов и товаров на более дешевые среднеценового и бюджетного сегмента, – отмечают аналитики «Эльдорадо». – Покупатели стали приобретать более дешевую технику, так как сократилась платежеспособность, и некоторые потребители опасаются брать кредиты из-за неуверенности в завтрашнем дне». Спрос на бытовую технику и электронику среднего и бюджетного ценового сегмента, по данным «Эльдорадо», остается на уровне прошлого года и даже растет. Например, спрос на нетбуки (небольшие ноутбуки эконом-класса) вырос на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам Елизаветы Тотуновой, у компаний появилась потребность в новых партнерах – поставщиках более бюджетных брендов. «Смещение спроса в бюджетный сегмент отразится на ассортименте перераспределением долей брендов на полках, появятся и увеличатся товары корейских, китайских, российских производителей», – отмечает Елизавета Тотунова.
По прогнозам экспертов «Эльдорадо», падение спроса продолжится, общий спрос на бытовую технику и электронику снизится на 20–30 % по сравнению с прошлым годом.
Дорогие деньги. Другая тенденция кризисного времени, проявившаяся в сегменте БТЭ, – ужесточение условий для получения кредита. Заемные средства стали менее доступны как для сетей, так и для потребителей. Это также становится причиной расширения ассортиментной матрицы более дешевых брендов.
Антон Гуськов:
– В связи с изменившимися экономическими условиями поставщики сетей стали требовательнее. Производители БТЭ – это более сильные компании, чем сети. Зачастую именно они диктуют условия. Несмотря на то что производители понимают необходимость продвижения товара на рынке, они ужесточают условия товарных кредитов для ритейлеров. Покупатели теперь также не торопятся занять деньги на приобретение бытовой техники.
«В целом в секторе потребительского кредитования в России в связи с общей непростой ситуацией на рынке спрос на потребительские кредиты, равно как и на все остальные виды кредитования, сократился, в том числе и из-за сокращения доходов населения, – отмечает коммерческий директор российского подразделения Cetelem Николай Звегинцов. – В течение 2009 года средняя для рынка потребительского кредитования сумма кредитов на электробытовую технику плавно снижалась». По словам эксперта, это связано с несколькими ключевыми факторами. Во-первых, изменилась модель потребления: люди стали внимательнее относиться к своим расходам, больше экономить. Одновременно минимизировалось число спонтанных покупок.
Вторым важным фактором, отмечает Николай Звегинцов, стало ужесточение банками рисковой политики и, соответственно, требований к клиентам наряду с увеличением размера минимального первоначального взноса по кредитам, что также привело к уменьшению среднего чека за покупку, а следовательно, сокращению среднего кредита.
Между тем, несмотря на возникшие сложности, ряд компаний не отказывается от планов развития в регионе. Недавно компания «М-видео» объявила о том, что планирует открыть в Перми третий магазин. Кроме того, Александр Репин также заявил, что в перспективе есть планы по открытию гипермаркетов БТЭ в Перми.
Роста не ждут. Эксперты рынка бытовой техники и электроники в России озвучивают несколько вариантов его развития в текущем году. Пессимисты прогнозируют сокращение на 10–15 % от уровня 2008 года, оптимисты считают, что незначительный, но рост все-таки будет. В лучшем случае он достигнет 5 %. Специалисты РАТЭК считают, что наиболее вероятный сценарий развития событий – рынок останется на прежнем уровне. Сами игроки рынка надеются, что сохранить свои позиции им удастся с помощью различных промоакций и скидок.
«Рынок БТЭ давно не является высокомаржинальным. В основном компании работают на обороте, а люди хотят приобретать товар по низким ценам. Поэтому в сложившихся условиях сейчас борьба ужесточится», – отмечает Антон Гуськов. Представители сетей обещают, что гораздо активнее начнут использовать такие инструменты, как распродажи, сезонные акции, бонусы, купоны, подарки, BTL, программы для постоянных клиентов – владельцев дисконтных карт.