Отгремевший в минувшие выходные в Чердынском районе историко-литературный фестиваль «Сердце Пармы» объединил любителей старины, фолк-музыки и поклонников творчества Алексея Иванова, на три дня погрузив всех собравшихся в атмосферу праздника. Состояться празднику не помешало ни отсутствие на нынешнем фестивале самого Иванова, ни обманутые ожидания, связанные с заявленным приездом в Камгорт Леонида Парфенова.
Говорят, что лишенные исторической памяти места вынуждены создавать ее себе сами. С Чердынью ситуация парадоксальная: историческая память, богатая настолько, что до конца до сих пор не осмысленная и не постигнутая, здесь переплетается с активно конструируемой новой литературной, основанной на романе Алексея Иванова. Он сделал именно литературно преломленную историю этих земель интересной за пределами Пермского края. В результате на земле, ставшей за несколько веков православной, именно так себя называющей и позиционирующей, сейчас, по сути, возрождаются мистические практики.
Позицию организаторов «Сердца Пармы» на этот счет вполне отразил гость и эксперт фестиваля творец лэнд-арта Николай Полисский: «Об этой земле, поражающей своей могучестью и бесконечностью, толком никто ничего и не знает, поэтому стоит попробовать не реконструировать историю, а сделать свое и поразить человека. Надо основываться на легендарной истории таинственной Пармы и продолжать художественное освоение этих земель».
Вот и впервые проведенный в рамках нынешнего фестиваля конкурс резчиков по дереву «Золотая баба project» отвечает стремлению организаторов приобщить собравшихся на камгортской поляне к тайнам Перми Великой и сделать это художественно. Несмотря на то что скептик Николай Полисский уверял, что не ожидает от этого конкурса ничего особенного – создать зачаровывающую золотую бабу, вселяющую священный ужас идолицу, пред которой бы все падали ниц, практически невозможно, – конкурс преподнес-таки сюрприз и ему. В полном соответствии с легендой, по которой многие хотели найти золотую бабу, да не каждому удавалось ее даже увидеть, в день подведения итогов конкурса голова победившего идола исчезла, да и вырезавшего ее соликамского мастера Сергея Пяткова тоже никто не смог найти.
Это происшествие стало главной интригой фестиваля. Хотя, разумеется, интрига присутствовала и в соревнованиях лучников, и на ристалище, где свое мастерство демонстрировали представители клубов исторического фехтования из Перми, Ижевска, Екатеринбурга, Кирова, Тюмени, Ныроба, Чайковского и Березников.
На деревянных потешных мечах могли сразиться и маленькие гости «Сердца Пармы»: в этом году впервые была открыта детская площадка «Иванов городок», которую сами организаторы почему-то именовали «Детинец», хотя никакого отношения к детям это слово, обозначавшее внутреннее городское укрепление, конечно, не имеет.
Четвертый фестиваль «Сердце Пармы» собрал рекордное количество гостей (организаторы говорят о восьми тысячах человек). Не в последнюю очередь, конечно, благодаря выступлению легендарного «Калинова моста». По поводу следующего года организаторы лишь таинственно заявляют, что пятый фестиваль в любом случае будет другим.