1. Оцените состояние сферы пассажироперевозок в Перми. Какие тенденции, по Вашему мнению, можно выделить?
2. В Перми начата процедура распределения автобусных маршрутов по конкурсам. Эффективна ли, на Ваш взгляд, предложенная схема?
3. В Перми действует система обязательного заключения договора между перевозчиком и администрацией. Возможно ли повторное возникновение маршрутов, аналогичных известной «сотке»?
4. Один из острых вопросов, касающихся городского транспорта, – социальные проездные билеты. Возможно ли повторение февральского «бунта» перевозчиков?
5. Насколько вероятен приход в Пермь иногородних перевозчиков? Готовы ли местные игроки к конкуренции?
Руководитель департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексей Ковыев:
1. Отрасль очень интересна, прибыльна и гарантированно приносит доход. Люди всегда будут пользоваться транспортом. В то же время в период кризиса у бизнеса есть деньги, которые он заинтересован вкладывать в отрасли, приносящие быстрый оборот. Таким образом, при ежедневном пассажиропотоке в миллион человек очевидно, что эта отрасль крайне привлекательна для инвесторов.
В то же время очевидно, что то, как сформирован сейчас рынок, требует изменений, которые и предполагаются в рамках конкурсных процедур. Сейчас графики распределяются по заявительному принципу, при этом есть сверхприбыльные маршруты и крайне убыточные. Поэтому рынок на сегодняшний день неконкурентен, непрозрачен и не развит с точки зрения экономики.
2. Эффективна, прозрачна и работает на интересы жителей Перми. Очевидно, что у некоторых действующих перевозчиков другое мнение – они защищают то состояние своего бизнеса, в котором он находится сейчас.
3. Социальные проездные продолжают действовать. В случае незаконных действий перевозчиков к ним будут применяться санкции. Сейчас разрабатывается несколько вариантов предотвращения нестабильной ситуации на рынке автоперевозок.
4. Часть перевозчиков сообщили о том, что они планируют выйти в нелегальное русло в самих уведомлениях о расторжении договоров.
5. Вероятен, мы знаем о том, что иногородние компании запрашивали нашу конкурсную документацию. На наш взгляд, попытки части действующих перевозчиков любой ценой заблокировать конкурс говорят о том, что некоторые местные игроки не готовы к реальной конкуренции.
Директор НП «Автоальянс» Виталий Крыжан:
1. Пермь по уровню развития городских автобусных пассажироперевозок на голову выше Кирова, Ижевска, Оренбурга. Ни в одном соседнем городе (если не сравнивать с Москвой и Питером) основу парка не составляют автобусы марок MAN и Merсedes. У нас активно идет обновление автобусного парка как за счет приобретения 10–15-летних подержанных импортных автобусов, так и абсолютно новых отечественных марки «Нефаз». Я считаю, что нынешнее положение дел в сфере городского транспорта в Перми может оцениваться неудовлетворительно только теми людьми, для которых стакан всегда наполовину пуст. Требование администрации города Перми осуществлять перевозки только на новых автобусах не обосновано ни с экономической, ни с технической точки зрения и является откровенно популистской мерой. Из новых автобусов при сегодняшнем уровне окупаемости и тарифе в 12 рублей можно приобрести только Нефаз за 4,1 млн рублей (25 посадочных мест при вместимости 112 человек). Сравните с тем же «Мерседесом» (от 45 посадочных мест при вместимости 105 человек). И перевозчики логично делают выбор в пользу импортной продукции.
2. Об эффективности этой схемы можно говорить только с точки зрения ее реальных целей. Каковы они? Выдавить всех существующих перевозчиков без разбора с городских маршрутов. Сократить количество автобусов на маршрутах (чтобы «экономика сходилась» хотя бы на бумаге). Заставить платить за право работы на маршруте (то есть фактически ввести новый налог для перевозчиков). Понизить требования по вместимости автобусов, стимулируя приобретение новых, но малых автобусов (например, ПАЗ). «Проучить» строптивых перевозчиков и осуществить передел рынка, так как если конкурс не состоится или будет признан несостоявшимся, по новым правилам, у администрации есть право заключить договор с кем захочется на старых, то есть на существующих, условиях.
По мнению перевозчиков, участие в таком конкурсе – чистой воды авантюра, когда победитель вынужден принимать на себя финансовые обязательства, с которыми не сможет справиться.
Вторая угроза – после таких конкурсов новые игроки должны будут выживать – экономить на запчастях, расходных материалах, «левом» дизельном топливе, зарплате водителей и кондукторов.
3. В августе перевозчики на маршрутах №№ 4, 45 и 73 получили уведомление о расторжении договора городской администрацией. После этого мы синхронно направили аналогичные уведомления. Но первый шаг сделала администрация города Перми. С 18 сентября мы вправе вообще не выйти на работу – на законных основаниях. На нашем бизнесе администрация поставила крест. Проще говоря, представьте, вам говорят – вы все должны повеситься! А мы пришли вешаться – у них на всех веревок не хватает.
4. Ранее денежные средства от реализации социальных и льготных проездных документов перечисляло МУ «Горпассажиртранс» по существующему договору. После прекращения действия договора мы не сможем получать эти деньги. Фактически с 18 сентября 2009 года перевозчики в отсутствие должны возить льготников бесплатно, так как реально ничего, кроме договора с мэрией, нас это делать не обязывает. «Сотка» показала, что можно ездить и без договора. Поедут ли перевозчики без договора – это вопрос.
5. Если бы иногородние перевозчики хотели бы сюда прийти, то уже стояли бы в очереди. Для входа на местный рынок нужно приобрести автопарк с ремонтной базой, транспортные средства, провести организационную работу, получить лицензии, нанять персонал. Возьмем калькулятор и посчитаем – вот условия работы на маршруте № 4, согласно которым 23,5 млн рублей за 5 лет надо заплатить в бюджет. И тогда экономика «не срастается». Вряд ли при существующем тарифе кто-то иногородний зайдет на Пермский рынок. Если новые перевозчики и появятся, то администрации города Перми придется лоббировать для них существенное повышение тарифа.