11–12 сентября в Демидково состоялся очередной, уже V Пермский экономический форум, заявленной темой которого стала «Территория конкурентного развития». Его организаторы и участники подчеркивают, что он стал логическим продолжением прошлогоднего форума, на котором обсуждались вопросы, связанные со стремительно растущей конкуренцией между регионами и городами за население и с факторами, влияющими на выбор людей.
Все своими именами. В этом году на форуме продолжилось обсуждение вопросов о конкурентном развитии регионов, которое способствует и повышению качества жизни людей. «Сегодня между городами идет конкуренция за жителей, и для нас самое главное – сделать так, чтобы люди из Перми не хотели уезжать, а хотели здесь жить. Такова задача власти. А как повысить эффективность работы, об этом мы и говорим на форуме», – отметил глава Перми Игорь Шубин. По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, кризис внес свои коррективы, в связи с этим речь на форуме также шла и об экономическом кризисе, о путях выхода из него. Гости Демидково не обошли стороной и культуру, которой также было уделено большое внимание. Более того, по словам губернатора, рабочее название следующего форума звучит так: «Культура как фактор экономического развития».
V Пермский экономический форум получил много лестных отзывов от участников. К примеру, журналист Марианна Максимовская отметила, что его отличительной особенностью является то, что здесь все называется своими именами. Заместитель председателя Государственной Думы России Александр Бабаков полагает, что другим регионам стоит присмотреться к форуму как к формату для поиска решений и моделей дальнейшего развития. А научный руководитель государственного университета «Высшая школа экономики» Евгений Ясин считает, что дискуссии на подобных мероприятиях никогда не приводят к быстрым результатам, но, тем не менее, он уверен, что затем люди, принимающие решения, учитывают опыт, полученный в ходе форума, в своей деятельности. Игорь Шубин в свою очередь заметил: зачастую бывает так, что в первый день мероприятий активность находится на подъеме, а во второй день идет на убыль. «V Пермский экономический форум примечателен тем, что и 11-е, и 12-е сентября прошли одинаково ровно, энергично и насыщенно», – пояснил градоначальник.
Способность слышать и слушать. Хотя V экономический форум и носит статус регионального, большое внимание на нем было уделено непосредственно Перми. По словам градоначальника Игоря Шубина, тематика форума связана с городами и вопросами их взаимодействия с регионами. Градоначальник считает, что несомненным плюсом является его практическая направленность. «Мы не просто обсуждали какие-то отвлеченные темы и проекты. Напротив, все было предельно конкретно и актуально, несмотря на сложность и глубину рассматриваемых вопросов», – добавил Игорь Шубин.
Игорь Шубин:
– На форум были приглашены как различные эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов, так и специалисты международного уровня. Нам было очень важно познакомиться с их позицией, со свежим взглядом извне. У каждого города свой путь решения этих проблем. Сегодня нам очень важно услышать мнение и общественности города, и специалистов в городском хозяйстве, и экспертов, и предпринимателей. У иногородних гостей также есть своя очень интересная точка зрения. Безусловно, мы учтем все мнения и используем полученный опыт на практике.
«Форум продемонстрировал нам, что власть, бизнес и общество способны и слушать, и слышать друг друга», – констатировал Игорь Шубин.
В первый день экономического форума состоялся дискуссионный стол «Реформы в городском хозяйстве: где заканчивается муниципалитет», начало которому было положено докладом главы администрации Перми Аркадием Кацем.
В своем докладе он затронул актуальный вопрос: какая экономика должна превалировать в Перми – административная или рыночная, что должен выбрать муниципалитет – прямое хозяйствование или саморегулируемый рынок. Примечательно, что подавляющее большинство присутствовавших выступили за существование саморегулируемого рынка, за создание условий для развития конкурентных рынков. Голосование на форуме показало, что 24 % участников сессии не разделяют «рыночной модели» развития города, 76 %, напротив, являются ее сторонниками.
Необходимый документ. Второй день выдался еще более насыщенным. Начался он с делового завтрака, ведущим которого был глава Перми Игорь Шубин. На этом мероприятии голландские специалисты из компании KCAP презентовали проект набережной Камы. В частности, они рассказали о том, что территория набережной делится на несколько зон: это городской балкон, пространство для проведения спортивных, культурных и общественных мероприятий, а также парк-бульвар и музейная площадь. Кроме того, голландские проектировщики презентовали доработанные варианты так называемых коннекторов – переходов, соединяющих город с набережной. Игорь Шубин вновь акцентировал внимание на том, что набережная должна стать лицом города, и поставил задачу сделать ее одним из главных мест отдыха жителей Перми. Также градоначальник пообещал, что к началу 2010 года все проектные работы по реконструкции будут завершены.
Также в этот день состоялись еще два дискуссионных стола: «Урбанистика больших городов: презентация мастер-плана Перми» и «Пермь-2030: городской меморандум».
Модератором круглого стола «Урбанистика больших городов: презентация мастер-плана Перми» выступил Олег Чиркунов, а свои доклады представили директор международных проектов KCAP Маркус Аппензеллер, архитектор KCAP Михаэль Тринкнер и Люка Гуала, представитель компании Sistematica, партнера KCAP по разработке транспортной концепции в рамках мастер-плана. Участники этого дискуссионного стола обсуждали актуальный на сегодняшний день вопрос: что необходимо Перми – уплотнение или расширение границ города. По мнению разработчиков мастер-плана, современное состояние застройки Перми позволяет вести речь об уплотнении. По словам Игоря Шубина, мастер-план вызвал огромный интерес со стороны участников, поскольку у всех есть понимание того, что наличие такого документа – это огромный задел на будущее, подспорье, необходимое в современном градостроительстве.
Уникальный ДНК. Еще один круглый стол – «Пермь-2030: городской меморандум» – вызвал большой интерес и широкую дискуссию. В рамках этого дискуссионного стола обсуждались основные исходные моменты для формирования стратегии развития Перми до 2030 года.
Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева подробно остановилась на достоинствах и недостатках Перми, выявленных благодаря социсследованию, проведенному Пермским государственным университетом. Надежда Косарева отметила, что у столицы Прикамья есть все шансы занять место межрегионального центра, несмотря на то что Пермь представляет собой город социально-пространственных контрастов. По мнения эксперта, ему свойственна значительная социальная дифференциация населения, и если не уделить должное внимание усиливающейся поляризации, то в Перми к 2030 году могут возникнуть своеобразные гетто. В то же время, по мнению г-жи Косаревой, к конкурентным преимуществам Перми можно отнести наличие «креативного класса» людей, диверсифицированную структуру занятости, а также низкий уровень безработицы и стабильное развитие малого и среднего бизнеса.
Генеральный директор швейцарской компании Arthesia AG Томас Севчик в свою очередь представил первые наработки бренда Перми. Эта работа по заказу администрации Перми ведется сейчас параллельно с созданием проекта Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. Томас Севчик в своем докладе отметил, что у Перми, как у живого организма, есть свой собственный, уникальный ДНК. По мнению специалиста, ДНК Перми можно охарактеризовать как «внутреннее первопроходчество». У города, по его словам, есть три сценария развития: во-первых, как образцовая модель по уровню жизни и культуры, во-вторых, как путь к новому познанию Камы и, наконец, Пермь как кампус истинного русского предпринимательства. Томас Севчик уверен, что последний вариант более всего подходит Перми как территории, где амбициозные, энергичные люди могут добиваться тех результатов, которые невозможны в других городах.
По итогам дискуссионного стола глава Перми Игорь Шубин заметил, что работа над стратегией и брендом Перми будет продолжаться и дальше. «Нам нужен предельно рабочий, применимый на практике и реально реализуемый документ, который ни в коем случае не должен стать красивой бумагой «для полки». Он должен работать на развитие нашего города, на благо жителей», – подытожил градоначальник.