По данным прокуратуры Пермского края, в первом полугодии 2009 года по причине неразвитости дорожной инфраструктуры региона и некачественного содержания дорог и состояния улиц произошло более 400 дорожно-транспортных происшествий. В результате аварий из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия и дорожных объектов погибли 66 человек, еще 501 получил ранения. Недостатки выявлены практически во всех муниципальных районах края, по итогам проверки губернатору Олегу Чиркунову внесено представление об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Всего за полгода прокуроры выявили в Прикамье более 160 нарушений закона при содержании объектов дорожного строительства, внесено порядка 100 представлений, возбуждено 24 административных дела, объявлено 11 предостережений. Надзорный орган также выяснил, что примерно половина региональных дорог, переданных в ведение муниципалитетов, не прошла паспортизацию. А значит, качество таких объектов должным образом не контролируется.
О необходимости повышения качества дорог на этапе строительства сегодня говорят краевые власти. Руководитель Дорожного агентства Пермского края Елена Громова, комментируя выбор подрядчика для строительства последнего участка магистрали Стахановская – Ива с выходом на Восточный обход Перми, особо подчеркнула повышенные требования к качеству полотна. «Если раньше, руководствуясь СНиПами, заказчик принимал недостаточно ровную дорогу, то теперь исполнитель должен обеспечить укладку максимально ровного покрытия», – рассказала «bc» г-жа Громова. Кроме того, существенно повышены требования к качеству объекта, подчеркнула чиновница.
Повысить качество дорожных объектов сегодня можно, применив современные материалы, например георешетки. Продукция такого рода уже производится в соседних с Пермским краем регионах. Не секрет, что главная проблема быстроразрушающихся дорог – низкое качество содержания откосов. С применением георешеток, выполняющих армирующую функцию, эту проблему можно решить более просто и дешево по сравнению с другими технологиями. Укрепленное таким образом основание до-
роги не позволяет грунту сползать, снижает затраты на содержание и в конечном итоге продляет дороге жизнь.
Как рассказал «bc» докторант Московского автомобильно-дорожного института, кандидат технических наук Михаил Якимов, в Перми уже есть примеры применения георешеток и геотекстиля. «Это, например, улица Дружбы. Она построена четыре года назад и функционирует в достаточно тяжелых условиях, поскольку по ней идет большой поток транспорта. Результаты эксплуатации показывают, что такое укрепление грунта и откосов положительно влияет на состояние дорожного полотна и увеличивает
срок его службы», – комментирует Михаил Якимов.
Отметим, что сегодня в России основная доля рынка потребления геотекстиля приходится на сегмент строительства автомобильных дорог – 57 %, 21 % – на нефтегазовую отрасль, еще 10 % – на строительство железных дорог. На рынке широко представлена импортная продукция, однако есть примеры и отечественных производителей. В 2009 году существенно увеличил выпуск геосинтетических материалов российский нефтехимический холдинг «СИБУР». Если ранее георешетку производили на сургутском пред-
приятии «СИБУР-Геотекстиль», то в 2009 году начат выпуск этой продукции на сибуровских заводах Ортон» в Кемерово и «Пластик» в Тульской области. Потребности дорожников в материалах подобного рода постоянно растут: технологии применения георешеток уже пользуются широким спросом ввиду простоты и экономичности. По прогнозам СИБУРа, ежегодно строители будут закупать около 30 тыс. тонн георешеток.
Опрошенные «bc» компании сферы автодорожного строительства активно применяют новые технологии, в том числе выпущенные в России. Как сообщил изданию главный инженер «Пермавтодора» Александр Эдельман, геосинтетика – очень перспективный материал в сфере дорожного строительства. «Пермавтодор» использует георешетки при устройстве водоотводных канав при дорогах. Ранее применялась технология отделки асфальтобетоном, но практика показывает, что геоматериалы требуют меньше трудозатрат, проще в эксплуатации и экологичнее», – говорит г-н Эдельман.
По словам главного инженера «Пермавтодора», раньше георешетки были представлены в основном зарубежными производителями. «Сейчас появились российские аналоги, не уступающие по качеству», – комментирует эксперт. В целом, по словам г-на Эдельмана, применение георешеток позволяет получить наиболее оправданное с экономической точки зрения решение с высокой степенью надежности. «В частности, георешетки позволяют избежать увеличения ширины дорожного откоса и сократить
издержки на земельные работы», – рассказал специалист.
По словам г-на Эдельмана, сегодня георешетки в дорожной отрасли применяются как инновационные решения. «Когда строители решают задачи по возведению объектов дорожного строительства, им нужно выбрать наиболее эффективные и экономически оправданные технологии. Один из вариантов такого ноу-хау сегодня – георешетки», – говорит эксперт.