В конце сентября Арбитражный суд Пермского края вынес решение по иску Добрянской сбытовой компании (ДСК) к ООО «Уралводоканал» (УВК). Требования истца признать незаконными действия поставщика коммунальных услуг по ограничению подачи воды жителям Добрянки были удовлетворены. Но на этот раз руководство «Уралводоканала» вопреки общепринятой практике по данному типу дел заявило, что компания не будет обжаловать решение во второй инстанции. «Мы доказали в суде, что основания для введения ограничений есть. Тем не менее судья усмотрел в наших действиях нарушение прав граждан. Мы хотим придать данному решению преюдициальное значение. Вступление его в законную силу фактически означает, что можно потребовать от ресурсопроизводящих предприятий работать бесплатно», – прокомментировал решение суда директор ООО «Уралводоканал» Александр Садырев.
Собственно говоря, УВК уже давно работает практически бесплатно.
На сегодняшний день задолженность ДСК перед УВК приближается к полугодовой и составляет порядка 35 млн рублей. Решение о взыскании февральской (!) задолженности суд вынес только в октябре. А ведь в сферу ответственности УВК входит содержание и обеспечение безаварийной работы гидротехнических сооружений: Тюсевского водохранилища, плотины, водозабора, очистных сооружений и многого другого. Отсутствие средств на содержание технологического комплекса – прямой путь к катастрофе, причем касается это не только Добрянки, но и Перми.
Александр Путин, главный инженер ООО «Уралводоканал»:
– У нас кончились запчасти и материалы для ремонта оборудования, вышедшего из строя, а средств для их приобретения нет. На настоящий момент требует ремонта почти все насосное оборудование: насос подачи питьевой воды, фекальный насос, насос-дозатор подачи гипохлорита для обеззараживания сточных вод очистных сооружений канализации. Но самое главное – переполнены карты очистных сооружений, еще немного – и все сбросы Добрянки поплывут по Каме к Пермскому водозабору.
По мнению директора ООО «Уралводоканал» Александра Садырева, сегодня ситуация с неплатежами за коммунальные услуги доведена до абсурда. Суды, запрещая вводить ограничения в подаче воды в целях защиты интересов населения, фактически ставят это же население под двойной удар. Это и опасность выхода из строя системы водоснабжения, и неизбежное увеличение последующих выплат в виде доначислений за потребленные услуги.
Пытаясь сохранить работоспособность предприятия, руководство компании предприняло вынужденный ход и сделало попытку распространить действие судебного решения на подрядчиков. «Подрядчики обязаны сотрудничать с нами на практически безвозмездной основе, так как являются монополистами, и от их услуг зависит поставка воды, – считает Александр Садырев. – Это единственно возможный выход из сложившейся ситуации».
По заявлению «Ураводоканала» 10 сентября арбитражный суд наложил запрет на ввод ограничений со стороны ОАО «Перм-энергосбыт» в отношении ООО «Уралводоканал». Аналогичные действия «Уралводоканал» планирует предпринять в отношении производителя химикатов, поставщика газа ОАО «Пермрегионагаз», а также компании, оказывающей услуги связи.
Партнеры УВК вполне осознают системную опасность такого положения дел.
Андрей Агишев, генеральный директор «Пермрегионгаз»:
– Решения судов при рассмотрении подобных исков зачастую основаны на бытовом факторе. Судьи тоже люди и понимают, что если позволят компаниям ввести ограничения, то сами же и пострадают. Но опыт других стран показывает, что введение ограничений по поставке коммунальных услуг вполне допустимо. Неплательщикам не только ограничивают поставку, но и налагают штрафы, поэтому ни у кого не возникает мысли, что можно не платить.
Андрей Агишев также предупредил, что компания намерена прекратить поставку газа, если «Уралводоканал» откажется платить по счетам. Руководство «Пермской энергосбытовой компании» также намерено оспорить решение суда, в котором запрещается вводить ограничения по поставке электроэнергии «Уралводоканалу».
Александр Шелеманов, заместитель генерального директора по сбытовой деятельности ОАО «Пермэнергосбыт»:
– Электрическая энергия, отпускаемая потребителям, является собственностью ОАО «Пермэнергосбыт». На мой взгляд, суд должен защищать наше право прекратить поставку неоплаченного товара. Тем более что для данной категории потребителей существует льготный порядок ограничения подачи энергии и достаточно большие сроки между уведомлением о введении ограничения и непосредственно ограничением. За этот срок заинтересованные лица могут принять все необходимые меры для оплаты задолженности.
На несовершенство законодательства в разрешении конфликтов подобного рода ссылается и президент Ассоциации управляющих компаний Перми Елена Котова. По ее словам, нормы законодательства выбраны таким образом, что запускают цепь неплатежей. «Но еще хуже – они запускают цепную реакцию безответственности, а цена этого слишком высока – наша безопасность», – считает Елена Котова.
Цепная реакция неплатежей вовлекает в свою орбиту все больше предприятий. В своеобразной игре на выбывание победителем остается тот, кто первый соскочит с круга. Как это сделала ДСК, объявив себя банкротом, причем с одобрения Добрянской администрации. Это означает, что УВК не с кого получить свои долги. Теперь главному инженеру УВК Александру Путину остается только зачитывать износившимся насосам постановление суда и ждать от них понимания.