В октябрьском номере журнала Malina было опубликовано интервью с руководителем регионального отделения фракции ЛДПР, депутатом Законодательного собрания края Андреем Аликиным. В материале политик откровенно рассказал о том, как любит проводить свободное время. Например, на вопрос «Курили?» г-н Аликин заявил: «В Амстердаме. Мы туда залетали – было всего три часа. Я позвонил одному всем известному чуваку... Я его спросил, что бы нам заказать. Он посоветовал самую смешную и самую сильную!» На уточняющий вопрос журналиста «Ржали постоянно?» политик признался: «Порвало, реально» (орфография вопросов и ответов сохранена). Далее г-н Аликин осветил свои взгляды на брак, на общение с женщинами и т. д.
Руководители ЛДПР на федеральном уровне не смогли оперативно прокомментировать вопрос. Коллеги «жириновца» в Законодательном собрании восприняли эту новость вполне спокойно. «Как это прокомментировать? В молодости многие через это проходят, главное – если сейчас нет никакой зависимости», – сказал «bc» коммунист Геннадий Кузьмицкий. Илья Неустроев, депутат, представляющий партию «Правое дело», считает, что любому политику лучше самому рассказывать о своих «скелетах», нежели это сделает какой-либо другой человек или СМИ. «Андрей Аликин обладает определенным мужеством, чтобы публично заявлять о чем-либо нелицеприятном. Говорить о том, что он принимал наркотические средства и это плохо, нельзя», – убежден г-н Неустроев. Другой парламентарий, входящий в депутатскую группу «Солидараность», Константин Окунев, посчитал невозможным обсуждать личную жизнь своих коллег по Заксобранию. «Если интимные вопросы политиков не влияют на жизнь и здоровье окружающих, то это только их дело», – заметил депутат.
В экспертном сообществе восприняли заявление г-на Аликина вполне серьезно. «Представители ЛДПР всегда отличались склонностью к провокационным заявлениям, некоторая скандальность приближает партийцев к их сторонникам, обеспечивает серьезную поддержку электората и – что наиболее ценно – вызывает активный интерес средств массовой информации», – полагает директор консалтингового центра «Площадь круга» Марина Гнусина. По ее мнению, данное заявление решает сразу несколько задач.
Марина Гнусина:
– Во-первых, он выполняет антикризисную функцию, обезоруживая оппонентов. Во-вторых, рисует образ победителя: да, пробовал и сумел отказаться. В-третьих, актуализирует в сознании электората мысль о том, что региональный лидер ЛДПР не менее смел, откровенен и даже честен, чем господин Жириновский. Все это можно расценить как положительные факторы, влияющие на имидж господина Аликина.
Алексей Швайгерт, глава Российской ассоциации политических консультантов, считает, что не стоит преувеличивать масштабы вопроса. «Конечно, самые зубастые конкуренты возьмут это на заметку, но и не более того», – уверен политолог.
Алексей Швайгерт:
– Если бы Андрей Аликин сказал бы не про травку, а про что-либо потяжелее (героин, кокаин), тогда возможно было бы раздуть серьезный скандал, вплоть до постановки вопроса о смене лидера пермских «жириновцев». Сейчас же присутствует повод для того, чтобы испортить имидж представителей регионального отделения.
С этим мнением согласен директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев: возможно, что в будущих избирательных кампаниях признание г-на Аликина может быть взято на вооружение его соперниками, которые могут представить информацию в совсем ином свете. Олег Подвинцев полагает, что спрогнозировать то, как скажутся на восприятии избирателей «неосторожные» слова Андрея Аликина, в интервью сложно. «Для России подобного рода заявления достаточно нетипичны, на Западе же, наоборот, довольно распространены. Политики признавались в самых разных вещах, начиная от употребления наркотиков и заканчивая нетрадиционной сексуальной ориентацией, которые оцениваются по-разному. Пожалуй, самый известный пример с Биллом Клинтоном, который признался что «курил, но не затягивался». В итоге это положительно сказалось на его имидже, он выглядел как человек 60-х годов, участник молодежных движений, неформал, но остепенившийся и занявший средние позиции», – рассказывает Олег Подвинцев.