На минувшей неделе Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю сообщило, что в отделе приставов по Ленинскому району Перми находится более 80 документов о взыскании со страховой компании «Россия» задолженности на общую сумму свыше 4,5 млн рублей в пользу юридических и физических лиц. С целью взыскания суммы долга судебные приставы наложили арест на офисную мебель, оргтехнику, автотранспортное средство, принадлежащие организации-должнику на праве собственности. Общая стоимость арестованного имущества, по сообщению управления, составляет около 900 тыс. рублей. Кроме того, было вынесено постановление о списании денежных средств с расчетного счета в банке, зарегистрированного за ОСАО «Россия». По словам главного судебного пристава Пермского края Владимира Безгинова, в результате активных действий судебных приставов отдела по Ленинскому району Перми организация-должник выплатила часть долга в размере около 2 млн рублей. «Однако до тех пор, пока в Службу судебных приставов не будут представлены документы, подтверждающие оплату долга в полном объеме, приставы продолжат работу по принудительному взысканию денежных средств», – комментирует Владимир Безгинов.
Начальник департамента рекламы и PR ОСАО «Россия» (Москва) Андрей Коженков (его слова приводит «Коммерсант») утверждает, что урегулирование вопросов по исполнительным листам планируется осуществить в ближайшее время. «В отношении руководителей филиала, деятельность которых привела к столь печальным последствиям для репутации компании в регионе, возбуждены уголовные дела и ведется следствие. При этом в отношении руководителя клиентского офиса было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, по решению суда она осуждена на три года условно», – рассказал г-н Коженков, добавив, что филиал в Перми будет сохранен, однако формат его работы изменится.
Наряду с этим в 2009 году резко возросло количество судебных разбирательств с участием страховых компаний. В Арбитражном суде Пермского края за 11 месяцев 2009 года было зарегистрировано 1450 споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам страхования. Для сравнения: за весь 2008 год таких дел было меньше более чем в три раза – 455. Причем, как видно из информации, содержащейся на официальном сайте краевого арбитражного суда, количество дел растет. Если зимой 2009 года было зарегистрировано 110 дел, то весной уже 379, летом – 441, а осенью и вовсе 520.
По словам Владимира Кузнецова, директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Перми, на фоне неудовлетворительного финансового положения ряда страховщиков и участившихся случаев отказа в выплатах страхового возмещения поток обращений в суды действительно увеличился, причем в качестве истцов выступают как страховщики, так и сами страхователи. «Многие страховые компании плохо платят по суброгации и не выполняют клиентских обязательств. Однако перечень факторов этим не ограничивается. В период кризиса сами страхователи настроены более решительно и обращаются в суд, даже если речь идет о незначительных суммах. Кроме того, в ряде дел требования клиентов о возмещении неправомерны, поскольку происшествие не является страховым случаем», – поясняет собеседник «bc». На сайте арбитража встречаются дела и с участием уж упомянутой «России»: только осенью было зарегистрировано 55 дел, где она выступает в качестве ответчика.
Напомним, Федеральная служба страхового надзора ранее заявляла о том, что страховой рынок может столкнуться с кризисом неплатежей. Такой прогноз при подведении итогов развития страхового сектора за 9 месяцев делал руководитель ФССН Александр Коваль. Глава службы тогда пояснял, что количество жалоб от клиентов на страховщиков в последние месяцы резко увеличилось. «За январь – сентябрь 2009 года в ФССН поступило более 23 тысяч таких жалоб, хотя в 2008 году их количество не превышало 10 тысяч. В основном клиенты жалуются на невыплаты по ОСАГО», – цитирует Александра Коваля федеральная пресса. Кроме того, коэффициент выплат по ОСАГО сократился до 54 %, что соответствует уровню 2007 года. По словам г-на Коваля, это означает, что страховщики пытаются сделать все возможное, чтобы занизить объем выплат или не платить своим клиентам вовсе. Василий Кузнецов подтверждает, что проблема невыплат свойственна в большей степени массовым видам, таким как КАСКО и ОСАГО, где поток обращений в период кризиса увеличился, а суммы ущерба могут быть весьма существенными. «При таком положении вещей у неустойчивой страховой компании создается дисбаланс, когда сократившиеся в силу ряда рыночных причин объемы сборов оказываются недостаточны для растущих объемов выплат. В итоге страховщик не может отвечать по своим обязательствам», – резюмирует страховщик.