Традиционно перед новогодними праздниками игроки ювелирного рынка отмечали большой подъем в своей отрасли, однако уже второй год ситуация оставляет желать лучшего: цены на золото растут, тем временем как спрос на него падает прямо пропорционально этому росту. Эксперты бьют тревогу и говорят, что встает вопрос выживания на рынке.
Высокие показатели. Рост цен на золото превзошел все ожидания ювелиров. За год цена за тройскую унцию выросла на 30 %. Директор сети ювелирных магазинов «Шик» Игорь Заморин оценивает ситуацию критически: «Год назад цена за унцию составляла 800 долларов, к апрелю текущего года она выросла до 1000 долларов, и нам (ювелирам) эти цифры казались огромными. Сегодня же мы видим картину куда более ужасающую, чем в 2008 году, – цена на золото на мировых рынках колеблется от 1184 до 1200 долларов». Г-н Заморин добавил, что проблемы нехватки сырья нет, однако вопрос цен на него стоит достаточно остро: «К мировым ценам на золото прибавляем еще и НДС 18 % – получаются огромные цифры».
Советник генерального директора ОАО «Московский ювелирный завод» (МЮЗ) Илья Адамский также отмечает проблему дороговизны сырья: «Это очень серьезный и болезненный вопрос. Рост стоимости сырья практически в 2 раза во время кризиса покупательной способности в состоянии изменить любую отрасль». Собеседник «bc» опасается недобросовестных манипуляций с качеством продаваемого металла со стороны других (в большей степени не очень крупных) игроков. «Конечно, в данной ситуации им очень сложно оставаться конкурентоспособными», – поясняет Илья Адамский.
В сети ювелирных магазинов «Злато» проблему нехватки качественного сырья у производителей связывают с падением продаж еще в прошлом году.
Динамика продаж. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем продаж в ювелирных магазинах вырос на 10–15 %, тем временем как в 2008 году рынок «просел» на 40–50 %, подсчитали эксперты.
Илья Адамский:
– В плане потребительского поведения Пермь не отличается от других регионов России. Ситуация одинакова везде. Компания «Фианит-ломбард» берет золото в залог, ломбард золота, а так же занимается скупкой золота.
Другие игроки называют аналогичные цифры. «Традиционно объем заказов перед новогодними праздниками растет, – говорит Игорь Заморин. – Но стоит отметить, что в связи с резким ростом цен на золото доходы ювелиров сократились даже несмотря на рост объема продаж».
«Интерес сместился в сторону более дешевого товара», – говорят менеджеры ювелирного магазина «Аметист»: средний чек на золото в магазине снизился на 50 %, тем временем как продажи изделий из серебра постепенно набирают темпы. Сегодня можно говорить о 40-процентном росте в этом сегменте.
Аналогичные цифры приводят и в «Злате», добавляя, что сегодня в их сети магазинов средний чек составляет 15–20 тыс. рублей. «Сегодня покупатели отдают предпочтение изделиям в сегменте до 20 тыс. рублей, – говорят в «Злате». – Те, кто раньше приобретал изделия с бриллиантами, сегодня позволить себе этого не могут и приобретают аналогичные изделия с фианитами, цены на которые ниже в разы».
Крупные производители, такие как Московский ювелирный завод, тоже отмечают рост продаж. В беседе с корреспондентом «bc» Илья Адамский отметил, что продажи МЮЗа за 11 месяцев 2009 года превосходят прошлогодние продажи. «Средний чек остался практически на том же уровне, что и в 2008 году. В начале года мы для себя просчитали, что с августа почувствуем тенденцию к снижению спроса, и разработали ряд антикризисных акций, чтобы поддержать продажи», – пояснил собеседник.
Серый импорт. Помимо высоких цен на сырье и достаточно низкого уровня покупательской активности большой проблемой для участников ювелирного рынка является и проблема «серого импорта», когда некачественный товар везут из-за границы, например из Турции. Однако эксперты уверяют, что потребители уже начали понимать: чудес не бывает и качественное изделие по очень низким ценам приобрести нереально, как, например, предлагают это сделать в некоторых крупных сетях ювелирных магазинов.
Илья Адамский:
– Мнение о том, что небольшой продавец готов на меньшую прибыль, и поэтому у мелких игроков товар может быть дешевле, конечно, не верное. Представьте себе, насколько дешевле мы закупаем сырье – золото и драгоценные камни – при наших объемах в несколько сотен тысяч изделий, продаваемых в год. Никто из небольших продавцов не имеет аналогичную себестоимость продукции.
Небольшие игроки рынка также подтверждают, что у крупных производителей конечные цены на изделия несколько ниже, но связывают это не только с ценами на сырье, но и с качеством выполняемой работы.
Собеседник «bc» из числа ювелиров на правах анонимности рассказал, что заводская сборка изделий довольно дешевая по сравнению с ручной работой, которую делают маленькие игроки: «Если заказчик хочет получить что-то эксклюзивное, он идет не в магазин, а к частным ювелирам. В итоге стоимость работы может быть в разы выше заводской».
На плаву. Сами игроки рынка уверяют, что сегодня производителей можно разделить на две категории: те, кто пользовался банковскими «золотыми» кредитами, сегодня переживают не лучшие времена, другая же часть, работающая на собственные средства и с собственным сырьем, держится на плаву и имеет больше шансов выбраться из кризиса.
В борьбе за выживание многим игрокам помогают ломбарды, где сырье можно приобрести по цене значительно ниже, чем в банках. Крупные игроки также пользуются этой возможностью. Так, несколько месяцев назад, крупная российская ювелирная сеть «585» организовала при своих магазинах ломбарды, куда население сдает изделия и лом. Пресс-служба сети «585» отказалась давать комментарии «bc» по этому поводу. Илья Адамский также не смог прокомментировать действия сети, добавив, что он со стратегией «585» не знаком.
На период кризиса игроки снижают не только объемы производства, но и цены на изделия. Некоторые идут дальше, предлагая своим клиентам принять участие в различных акциях. В сети «585» еще в ноябре стартовала акция «Два изделия по цене одного». Московский ювелирный завод пошел по другому пути: «Для состоятельных покупателей, которые во время кризиса хотели бы сохранить свои средства, мы предложили в июне новый продукт: покупку крупных бриллиантов с обязательством обратного выкупа по рыночной стоимости исходя из рыночного курса доллара», – рассказал Илья Адамский. По его словам, проект оказался успешным: за 4 месяца с момента старта акции было продано чуть менее 100 камней, где средняя цена покупки составляла порядка 10 тысяч долларов.
Интерес к авторской работе. Ювелир Анатолий Жиляев отмечает, что заметно сократился спрос на авторскую работу, которая в докризисный период была очень востребованной. Анонимный собеседник «bc» с коллегой согласен: «Клиентов, которые предпочитают эксклюзив, становится все меньше и меньше. Одна часть потребителей столкнулась с финансовыми трудностями, другая предпочитает ездить в Европу и приобретать украшения там, где выбор гораздо шире».
Игорь Заморин придерживается несколько иной точки зрения: «Те, у кого деньги есть, продолжают заказывать очень дорогие изделия – у населения с высокими доходами потребности практически не изменились».
Мнения всех собеседников «bc» сходятся в одном – в действующих ценах на продукцию. Сегодня в Перми розничные цены на ювелирные изделия начинаются от 980 руб-лей за грамм (обручальные кольца и легковесные цепочки). Изделия с фианитами – 1400–1500 рублей, а цена на изделия с бриллиантами достигает 1500 рублей за грамм.
О перспективах развития рынка не взялся рассуждать ни один из экспертов «bc». Хотя Илья Адамский предположил, что в следующем году спрос будет на уровне осени этого года. «Вопрос не в спросе, а в умении его стимулировать», – резюмировал собеседник.