19 декабря 2009 года в Березниках прошла торжественная церемония сдачи в эксплуатацию 53-километрового обхода вокруг Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей и открытие движения на новом железнодорожном участке Яйва–Соликамск. В мероприятии приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Пермского края Олег Чиркунов, председатель совета директоров ОАО «Уралкалий» Дмитрий Рыболовлев.
Напомним, после образования в июле 2007 года провала, который начал расширяться, ученые расширили границы возможной опасной зоны. В феврале 2009 года было принято решение кардинально решить проблему безопасности железнодорожных перевозок на всем Верхнекамском месторождении - обойти все его шахтные поля за счет строительства большого 53-километрового обхода. Как отмечалось в протоколе правительственной комиссии от 6 февраля 2009 года, «Необходимость строительства 53-километрового обхода назрела давно, но данный вопрос не был решен из-за отсутствия финансирования. Таким образом, решение о строительстве железнодорожного обхода не связано непосредственно с аварией на БКПРУ-1, указанное событие только лишь ускорило выявление данной проблемы». Дорога огибает все зоны, на которых руда уже добывается или будет добываться в будущем – это участки компаний «Уралкалий», «Сильвинит», «Еврохим», «Акрон», а также еще нераспределенная часть месторождения. Таким образом, полностью исключаются риски негативного влияния подземных процессов на обеспечение перевозок пассажиров и грузов всех предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла.
Объем затрат на строительство обхода был оценен в 12,3 млрд рублей, при этом вопросы финансирования этого проекта окончательно не были решены. На состоявшемся в марте 2009 года заседании Правительственной комиссии руководство «Уралкалия» выступило с предложением – в рамках социальной ответственности предприятия добровольно возместить все затраты ОАО «РЖД» и бюджетов всех уровней на финансирование ликвидации последствий аварии в объеме 2,8 млрд рублей, а также профинансировать дефицит строительства 53-километрового железнодорожного пути в объеме 5 млрд рублей. После того, как предложение «Уралкалия» было принято и согласовано с государственными органами, компания заключила необходимые соглашения и начала выплату средств в федеральный, региональный и городской бюджеты. Окончательно завершить их планируется в декабре 2009 года.