Уже практически минувший год обернулся для всех партий Прикамья весьма насыщенными событиями. Практически все силы смогли занять свою нишу на политических просторах Пермского края и, без сомнений, отличиться. Одни запомнились пермякам бесконечными митингами в поддержку обманутых дольщиков и конъюнктурным (что, отметим, особо и не скрывается) «бросанием камней» в огород правоохранительных органов, другие – безмерно радовались одному (зато какому!) мандату, полученному на прошедших муниципальных выборах, а другие – и вовсе лишь собственному участию (или имитации участия?) в тех же избирательных кампаниях. Удивила и партия власти, которая вовсе заявила о недопустимости использования в политической борьбе административного ресурса. Однако все по порядку.
Прокатили. Настоящим событием, которое обсуждалось и муссировалось СМИ, сторонниками и недоброжелателями партии власти очень долго, стала майская конференция регионального отделения «Единой России». В повестке дня стояло утверждение кандидатур в политсовет партии, среди которых оказались представители команды губернатора: председатель пермского правительства Валерий Сухих, ныне и. о. руководителя администрации губернатора Яков Силин, первый заместитель председателя Законодательного собрания края Дмитрий Скриванов, председатели двух комитетов Заксобрания Юрий Елохов и Виктор Плюснин. Ознакомившись со списком за неделю до самого мероприятия, эксперты сделали вывод: губернатор Олег Чиркунов решил усилить собственные позиции внутри партии с помощью лояльных ему людей. Но не тут то было, делегаты конференции «рубанули с плеча»: в составе политсовета так и не оказалось депутатов Заксобрания Юрия Елохова и Виктора Плюснина. Дмитрия Скриванова, который к тому же занимается руководством приемной председателя партии Владимира Путина, от этой участи «спасли» лишь несколько голосов.
Наблюдение за ситуацией и попытки объяснить, что же все-таки произошло во время голосования, говорит о том, что структура внутри партии не так едина и непобедима, как видится на первый взгляд. Кроме того, майские события, кажется, только увеличили пропасть между губернатором и партией власти.
Синица в руках. Региональное отделение «Справедливой России» в этом году поставило своей основной целью сохранение статуса кво, в частности второго места по итогам местных выборов. Пермские лидеры партии – сенатор Оганес Оганян и депутат Пермской гордумы Юрий Бурляков признают, что угнаться за «Единой Россией» не удается, кроме того, многие политические силы давно «дышат в спину». В условиях недостаточного финансирования достигнутые результаты, на взгляд партруководителей, кажутся достаточными. По данным оценкам, задача пермских эсеров, возможно, и является достигнутой, но на фоне серьезной активизации остальных сил позиция когда-то второй партии власти кажется блеклой.
Уличная активность. Пермские коммунисты в этом году чувствовали себя также в своей тарелке. К сожалению, поводов для организации протестов и митингов в уходящем году было много. Это, в частности, пороки «загнившего капитализма» – экономический кризис и массовые увольнения, переименование улицы Коммунистической в Петропавловскую, проблемы обманутых дольщиков, коррупция в государственных органах власти. Ввиду особенностей протекания политических процессов в регионе и позиций иных сил выступления и лозунги левых иногда смотрелись весьма рельефно. С другой стороны, никто никогда и не скрывал, что протестная активность связана с борьбой за получение финансовых бонусов как со стороны Москвы, так и местных спонсоров (которые к следующим региональным выборам наверняка найдутся), а также увеличением собственного рейтинга и привлечением внимания. Уважаемые партийные боссы, что называется, учитесь!
Они сделали это. Длительный процесс формирования местного отделения «Правого дела», объединившего СПС, «Гражданскую силу», и Демократической партии в мае наконец-то закончился. Автору этих строк не раз и не два приходилось писать новости о том, что учредительное собрание правых в очередной раз переносится. Поначалу никто не сомневался, что местное «Правое дело» возглавит руководитель фракции СПС в Заксобрании Сергей Щерчков, однако его отъезд вслед за Никитой Белых в Кировскую область существенно затруднил процесс согласования кандидатуры лидера. Номинальная фигура александровского депутата Владимира Мальцева, занявшего место Белых в краевом парламенте, казалось, удовлетворяла всех. Однако в последний момент место руководителя пермских правых занял генеральный директор «Перм-энергосбыта» Дмитрий Орлов.
Ни синицы, ни журавля. Нулевые результаты, на наш взгляд, по итогам года у двух политических партий: «Яблока» и «Патриотов России». Ольга Колоколова, лидер региональных «яблочников», приняла участие в выборах главы Краснокамского района. Однако, как отмечают наблюдатели, по итогам прошедшей избирательной кампании ей удалось набрать существенно меньше голосов избирателей, пришедших на участки, по сравнению с потенциальными возможностями.
Сказать о региональном отделении «Патриотов России» и его лидере Олеге Степанове и вовсе нечего, остается ожидать, что в следующий раз партия проявит себя только перед выборами в Заксобрание в декабре 2011 года.
«Нас не догонят». К сожалению, факт остается фактом: политические партии так и не подобрали ключа к двери, которая открывает доступ к муниципальному уровню власти. Подавляющее число местных ячеек партий по-прежнему остаются слабыми и неразвитыми, а для населения кандидаты в депутаты или главы муниципального образования лишь в последнюю очередь идентифицируются с той или иной силой или не идентифицируются вовсе.
Только «Единой России» удается выставлять своих представителей практически на 100 % избирательных округов и, следовательно, больше всех остальных партий «проводить» собственных кандидатов. Но и здесь, по нашему мнению, похвастаться нечем: ресурс «Единой России» в условиях фрагментированной местной элиты подчас может иметь обратный эффект. Дважды за год так произошло в Чайковском на выборах главы района, а потом города. Да и в неофициальных разговорах представители избирательных штабов кандидатов «Единой России» признаются, что осознанно не делали акцента на связи с партией власти.
В краевом Заксобрании по итогам осенней избирательной кампании в местные органы власти были проведены депутатские слушания, инициированные депутатом Виктором Скутиным. Лидер правых в парламенте и руководитель Пермского отделения ЛДПР Анд-рей Аликин тогда озвучили свое недовольство злоупотреблениями и нарушениями, использованием административного ресурса в ходе проведения выборов депутатов Земского собрания Пермского района. Сам факт подведения итогов тем не менее обнадеживает: заинтересованность в достижении успехов на муниципальном уровне для партий очевидна, ведь это сулит немалым политическим капиталом, особенно накануне следующих региональных выборов.
Парламентская деятельность пяти политических партий («Единая Россия», «Правое дело», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ) тем не менее не задалась. Каких-либо собственно разработанных законопроектов организации Прикамья в Заксобрание края так и не внесли. Первоочередную роль в этом направлении уже традиционно играет губернатор и правительство. В ряде отдельных вопросов (например, повышение ставок транспортного налога) партии, стоит признать, сыграли. Громкая риторика представителей так называемых оппозиционных партий на практике во время пленарных заседаний так и осталась словами, а идеологические позиции также не подтверждены. Исключение может составлять лишь законопроект о монетизации льгот, но, как известно, исключения лишь подтверждают правило. Принятием действительно оппозиционных решений могут пока похвастаться только независимые депутаты краевого парламента.
Без харизмы. Ярких политических лидеров увидеть «bc» в этом году не пришлось. Геннадий Тушнолобов, секретарь политсовета «Единой России», по-прежнему остается руководителем, устраивающим всех. Явных претендентов на его место не видно. Лидеры других политических партий тоже не отличились ни громкими и неожиданными заявлениями, ни яркими позициями. Пожалуй, отметиться смог лишь Андрей Аликин, который неосторожно в интервью одному из пермских журналов рассказал о своем амстердамском опыте принятия наркотических средств. Для политика регионального уровня этот поступок не назовешь образцовым, но имидж «жириновцев» данный факт не испортит.