Потеря стабильности. Первые признаки кризиса на рынке труда топ-менеджмента появились в августе 2008 года, когда начало падать количество вакансий в этом сегменте, продолжавшееся до января 2009 года.
Одновременно шел процесс высвобождения специалистов, ранее занимавших топовые позиции. «Нередко собственники снижали оклад топ-менеджера на 30 % или даже 50 %, одновременно усложняя его функционал. Соответственно, часть руководителей уходили сами», – констатирует Светлана Тюрина, директор агентства AVANTA Personnel.
Как полагает Ирина Денисова, директор офиса АНКОР в Перми, доля руководителей, ушедших со своих мест в период кризиса, сопоставима с процентом сокращений других категорий персонала. Причем не всегда этот уход был добровольным. «Увольнения топ-менеджеров были связаны с приостановкой деятельности компаний, – отмечает Ирина Денисова. – Другой вариант – слияние компаний для минимизации издержек в кризисный период. Также с началом кризиса стали сворачиваться или замораживаться инвестиционные проекты, поэтому серьезно пострадали руководители, принятые под задачи расширения бизнеса, например менеджеры проектов и директора по развитию. Ряд собственников сами возглавили бизнес или нашли управляющего, который имеет опыт вывода компаний из кризисных состояний». Наконец, по мнению эксперта, волна оптимизации численности персонала сказалась и на топ-менеджерах, которых в докризисный период компании активно приглашали из-за рубежа, ожидая, что те привнесут в работу новые передовые технологии.
С наступлением кризиса рынок труда топ-менеджмента потерял стабильность: одновременно со снижением общего числа вакансий соискатели, напротив, начали более активно размещать свои резюме. В частности, число резюме, размещенных топ-менеджерами Прикамья к декабрю 2008 года, увеличилось на 17 %, а к марту 2009-го – на 53 % по сравнению с уровнем октября 2008 года (по данным HeadHunter). Характерно, что в целом по рынку труда в это же время наблюдалось снижение числа резюме. Ирина Денисова отмечает специфику каналов поиска работы, используемых топ-менеджерами.
Ирина Денисова:
– Процент резюме топ-менеджеров на сайтах, посвященных поиску работы, невелик, поскольку размещение информации о себе в открытом доступе для таких специалистов нежелательно по соображениям конфиденциальности. Большинство топ-менеджеров в первую очередь при поиске работы обращаются к старым бизнес-контактам, выходят на ведущие кадровые агентства, которые заботятся о конфиденциальности информации.
Спрос на HR. В разрезе специализаций спрос на высших менеджеров по России и в Пермском крае практически одинаков. Лидирующую позицию в этих городах занимают директора по продажам (коммерческие директора) – на их долю приходится 27 % всех вакансий. Далее следуют руководители в производстве и строительстве (11 %), административные директора (8 %).
Ситуация несбалансированности рынка труда топ-менеджмента находит свое отражение и в разрезе отдельных специальностей. В частности, по данным HeadHunter, по такой специальности, как «директор по развитию», число резюме превышает число вакансий в 22 раза, по специальности «директор по персоналу» – в 19 раз, тогда как здоровым показателем для рынка считается значение индекса, равное 2-м. Тем не менее позитивная динамика отмечается и здесь. По данным HeadHunter, с наступлением кризиса наблюдалось увеличение данного индекса (то есть ухудшение ситуации на рынке труда), однако осенью 2009 года начался спад напряженности.
Светлана Тюрина отмечает, что динамика баланса между спросом и предложением в сегменте топ-менеджмента в разных отраслях была различной.
Светлана Тюрина:
– Кризис в банковском сегменте начался раньше других, но достаточно быстро закончился. Здесь пострадали в первую очередь руководители кредитных и розничных отделов. Руководители в сфере HR были весьма востребованы и в кризис, однако такие, которые моги бы оптимизировать структуру персонала в компании. По нашим данным, не пострадал сектор технического топ-менеджмента, также не понес больших потерь топ-менеджмент в промышленности.
Несмотря на снижение зарплатных ожиданий в целом по рынку труда, в сегменте топ-менеджмента сохраняется обратная ситуация (в сферах кроме производства, банков и малого бизнеса) – разница между уровнем предлагаемых и ожидаемых зарплат, по данным HeadHunter, здесь достигает 60 %, а также в сфере руководства финансами (59 %) и руководства фармацевтическим бизнесом (40 %). С небольшими расхождениями уровень желаемых и предлагаемых заработных плат совпадает у руководителя на производстве, руководителя банка, управленца малым бизнесом. По данным агентства, наиболее высокую заработную плату пермские работодатели готовы предложить финансовому директору – в среднем 63 400 рублей в месяц. На 2-м месте находятся коммерческие директора и директора по развитию (с заработной платой 57 500 рублей в месяц). Единственный из рассмотренных руководителей, которому сейчас предлагают менее 50 000 рублей, – это генеральный директор (45 000 рублей).
Бегом из региона. Эксперты «bc» отмечают, что в начале 2009 года началось увеличение числа вакансий в сфере «высший менеджмент», пусть медленное и нестабильное, и в течение последних месяцев года рост спроса на топ-менеджеров в Перми не прекращался: число вакансий, размещенных на сайте hh.ru в ноябре 2009 года, почти достигло уровня ноября 2008 года. Такую статистику подтверждают и данные компании АНКОР. По словам Ирины Денисовой, с сентября 2009 года под воздействием ожиданий роста бизнеса компании увеличивают спрос на менеджеров высшего звена, однако предъявляют к ним уже совсем иные требования.
Ирина Денисова:
– Рынок труда кардинально изменился с конца 2008 года, и сейчас в «эпоху работодателя» топ-менеджеры, как и специалисты среднего и низшего звена, должны отвечать жестким требованиям компаний. Наличие длительного стабильного опыта работы, дополнительного образования (MBA, к примеру), знание языков, навыки антикризисного управления стали необходимостью для желающих успешно трудоустроиться на топовую позицию.
Кроме того, на рынке существует тенденция корректировки функционала топ-менеджмента. «В период кризиса на каждого топ-менеджера возлагалось по несколько участков работы, иначе говоря, функции нескольких человек», – рассказала Светлана Тюрина.
По мнению Светланы Тюриной, рынок труда топ-менеджмента до сих пор не пришел в равновесие. «Стабильного роста числа вакансий в этом сегменте мы пока не фиксируем, вероятно, рынок будет восстанавливаться весь этот год», – уверена собеседница «bc».
По данным AVANTA Personnel, в настоящее время срок поиска работы топ-менеджерами может достигать 8–9 месяцев, а число претендентов на вакансию финансового директора доходит до 80.
Светлана Тюрина:
– В Прикамье более сложная ситуация, чем в других регионах, например в Нижегородской и Свердловской областях, где сейчас открыто достаточно вакансий на топ-менеджеров. Это связано, в частности, с тем, что огромную долю экономики региона занимают несколько крупных промышленных предприятий, где кадровый состав стабилен. Это приводит к тому, что многие руководители Пермского края уезжают на работу за пределы региона.
Впрочем, по словам эксперта, в относительном равновесии находится сегмент директоров по общим вопросам.