С 1 марта, по постановлению Правительства РФ № 87 от 24 февраля, вступили в силу поправки в Правила дорожного движения. Они предписывают оснастить ремнями безопасности все междугородные автобусы, в противном случае их эксплуатация будет запрещена. Однако никакой технической документации, регламентирующей установку ремней, пока нет, что вызывает возмущение перевозчиков.
За отсутствие ремней безопасности в автобусах, совершающих междугородные рейсы, к перевозчикам будут применяться санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Это сообщил Артур Гайнанов, пресс-секретарь Управления ГИБДД ГУВД по Пермскому краю. В случае выявления правонарушения перевозчику будет направлено предписание, обязывающее его исправить ситуацию. Если сам водитель оказался пристегнут ремнем безопасности, но пассажирские места аналогичными ремнями не оборудованы, санкций для водителя не предусмотрено. Однако если требование выполнено, но кто-то из пассажиров не пристегнут, ответственность несут и водитель, и сам пассажир. В этом случае водителю придется заплатить 500 рублей, а каждому непристегнутому пассажиру будет вынесено предупреждение либо штраф в размере 200 рублей. Если сам водитель оказался непристегнутым, то отдельно придется заплатить штраф и за это.
Постановление правительства о новых правилах было опубликовано на официальном сайте 26 февраля. У перевозчиков было всего 2 дня на оборудование автобусов пассажирскими ремнями безопасности, что практически невозможно сделать за такой короткий срок. Учитывая это, сотрудники ГИБДД некоторое время будут ограничиваться преду-преждениями о необходимости выполнить необходимые нормы, сказал Артур Гайнанов.
Точной информации о том, сколько стоит оборудовать один автобус пассажирскими ремнями, нет. В разных источниках называются цифры от 50 до 100 тыс. рублей. В среднем стоимость одного ремня составляет 460 рублей, а количество мест в одном автобусе – 53–55. При этом 5–6 мест уже оборудованы ремнями. Таким образом, примерная стоимость ремней для одного автобуса составит 22–24 тыс. рублей.
Не все перевозчики торопятся выполнить постановление правительства. В компании «Пермские автобусные линии» сообщили, что в связи с отсутствием технической регламентации, в ближайшее время никаких мер по оборудованию автобусов пассажирскими ремнями безопасности не планируется. Какие ремни использовать, самостоятельно их устанавливать или нет, существует ли необходимость проводить особые краш-тесты или иные мероприятия — по всем этим нюансам перевозчики ожидают указаний, так как это будет учитываться при возникновении ДТП. Неясность этих вопросов подтвердил и директор ПКГУП «Автовокзал» Сергей Мешконцев. Не вышел ли кто-то на рейс из более чем 150-ти перевозчиков «Автовокзала» в связи с новым правилом, ему неизвестно.
Многие перевозчики негативно отреагировали на нововведение. Один из них, Сергей Михалев, не скрывает своего возмущения: «Это просто очередная кормушка для чиновников, как в погонах, так и без них. Кроме того, на рынке уже появились спекулянты, занимающиеся продажей ремней безопасности. Сама норма фактически не действует, так как полностью отсутствует техническая регламентация. А на дорогах уже начали останавливать!» Этого же мнения придерживается другой перевозчик, Юрий Никитин, который расценивает новую норму как совершенно ненужную и недейственную. Это лишь очередной сбор денег с бизнеса структурами ГИБДД, не имеющий реального отношения к безопасности пассажирских перевозок, считает он.
Информацию о том, когда закончится «предупредительный период» и как скоро будет предоставлена необходимая техническая регламентация, в ГИБДД предоставить не смогли.