Банки доминируют. Эксперты «bc» отмечают, что основная доля движения на рынке персонала финансового сектора приходится на долю банковских работников.
Светлана Тюрина, директор Пермского филиала компании AVANTA Personnel:
– В количественном отношении именно этот сектор накануне кризиса развивался наиболее динамично. В то же время инвестиционные компании имеют относительно небольшой штат сотрудников (особенно филиалы иногородних компаний), при этом степень мобильности их работников весьма невелика. Что касается страховых компаний, то они чаще всего ищут страховых агентов начального уровня, и, за исключением таких работников, движения в их штатах почти нет.
Ирина Денисова, директор офиса АНКОР в Перми, подтверждает это мнение. По ее словам, страховые, инвестиционные и лизинговые компании продолжают закрывать позиции самостоятельно, ориентируясь на рекомендации успешно работающих сотрудников этой сферы, используя открытые источники (СМИ, Интернет – порталы для поиска работы и т. д.), а также ресурсы собственных кадровых служб.
Ограниченность объема рынка в существенной степени снимает высокая мобильность работников банков, а также – в докризисный период – активное увеличение числа банковских подразделений в Перми и спектра оказываемых ими услуг. По словам Светланы Тюриной, сотрудники кредитных организаций являются весьма мобильными, исключение – сотрудники крупных стабильных банков: они редко самостоятельно принимают решение о смене места работы, одновременно и сами являются наименее интересными кандидатами для потенциальных работодателей. По ее мнению, в целом в банковской среде наиболее подвижными являются кадры по работе с клиентами, наименее подвижными – бухгалтерские команды.
«Надо отметить, что особенностью миграции кадров в этой сфере является традиция перехода целых команд из банка в банк за управляющим или заместителем управляющего», – отмечает Светлана Тюрина.
Также весьма распространенным инструментом поиска работников банковской сферы являются знакомства: «По нашим наблюдениям, финансовый сектор отличается высоким процентом позиций, закрываемых самостоятельно. Эта тенденция сложилась еще в то время, когда большинство сотрудников трудоустраивалось по знакомству, поскольку количество профессионалов было очень ограничено», – считает Ирина Денисова.
По словам Светланы Тюриной, существует немало прецедентов, когда топ-руководители банков или их подразделений переходили в качестве финансовых руководителей в реальный сектор: строительство, ЖКХ или промышленность, а также в компании розничной торговли. «Эти рыночные сферы были относительно стабильны в кризис, а опыт реализации продуктов/услуг, полученный ранее в компаниях финансовой отрасли, помогал успешно адаптироваться к новым задачам и условиям. Работники банков в условиях нестабильной экономической ситуации также могли найти работу в планово-экономических или
внутренних финансовых отделах», – заключает Ирина Денисова.
Ждут новой волны. По словам экспертов «bc», кризис на рынке труда финансового сектора рано начался, но и закончился раньше, чем в других сегментах.
Ирина Денисова:
– Финансовый сектор одним из первых пострадал от кризисных явлений. Буквально за два месяца (сентябрь-октябрь 2008 года) объем рекрутмента в этой сфере в Пермском крае снизился на 90 %. Компании прекратили набор сотрудников, все текущие вакансии были аннулированы или заморожены на неопределенный срок. Достаточно значительные сокращения постигли сотрудников банков, страховых и фондовых компаний, а также работников внутренних финансовых служб. Произошла универсализация персонала, поскольку обязанности сотрудников, с которыми было принято решение расстаться, были возложены на тех, кто остался работать в компании. Однако финансовая отрасль так же стремительно стала восстанавливаться. Начиная с осени 2009 года мы фиксируем стабильный рост запросов на персонал этого сектора рынка.
Тем не менее, по словам Светланы Тюриной, следует ожидать новой волны увольнений в первой половине 2010 года – после подведения финансовых результатов предыдущего года. Еще одна категория людей, которые сейчас попадают под сокращение, – те, кого по тем или иным причинам пожалели во время кризиса, но чья эффективность оказалась неудовлетворительной.
В целом же сокращения в банковском секторе были более существенными. По оценкам Анны Хвостовой, количество резюме в профобласти «Финансы» за последний квартал 2008 года упало на 68 %, а количество вакансий – на 114 %. «Разрыв между количеством резюме и количеством вакансий доходил за это время до 39 % (в пользу резюме)», – констатирует эксперт.
«В промышленности сокращения в исключительных случаях доходили до 30 %, в банках же – до 50–60 %», – рассказала Светлана Тюрина. Причем региональный банковский сектор в среднем пострадал сильнее, чем столичный. «В 9 регионах рынок труда финансовых специалистов оказался наименее уязвимым в кризисный период из-за благоприятной бизнесатмосферы: это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Самарская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Татарстан, Ростовская область и Башкортостан», – статирует Ирина Денисова.
Впрочем, по словам эксперта, не во всем банковском секторе сокращения были равномерными: в ряде анков и филиалов они были «косметическими» или их не было вообще. «Больше других пострадали специалисты и руководители направлений «Кредитование малого и среднего бизнеса», «Розничные кредиты», специалисты из коммерческих банков, а также экономисты, аналитики, ипотечные специалисты, продавцы финансовых продуктов. Общее количество резюме этих специалистов составляет 59 % от всей базы резюме финансистов (на сайте hh.ru)», – отмечает Анна Хвостова, директор Уральского представительства компании HeadHunter. По словам Ирины Денисовой, на втором этапе оптимизации ряд филиалов финансовых компаний изменили свой статус. Вследствие этого из Перми были выведены бэкофисы (отделы сопровождения), а это означает, что весь персонал данных подразделений (юристы, бухгалтеры и т. д.) попал под сокращение.
Еще одна категория сотрудников, попавших под сокращение, – работники компаний, претерпевших процесс слияния и поглощения. «В связи с подобными сделками не у дел осталось достаточно много руководителей среднего звена и специалистов. Некоторые банки, фондовые и страховые компании полностью прекратили свою деятельность или существенно оптимизировали штатную численность, в связи с этим в отдельных случаях наблюдалось высвобождение целых профессиональных команд», –
рассказала Ирина Денисова.
Несоответствие ожиданий. В настоящее время на рынке наблюдается скорее избыток специалистов банковского сектора. По оценкам Анны Хвостовой, к концу года количество соискателей в банковской сфере почти вернулось к уровню октября 2008 года (было ниже лишь на 7 %). Однако вакансий и сейчас меньше, чем резюме (на 14 %). «Соответствующих вакансий почти нет, тогда как резюме от соискателей к нам поступают достаточно часто. Иногда ввиду такой ситуации банковские специалисты пытаются перепрофилироваться в финансовых аналитиков, но проще всего им перейти в органы власти: там критерии отбора персонала более размыты, чем в бизнесе», – считает Светлана Тюрина.
В дальнейшем же, прогнозирует Ирина Денисова, ситуация выглядит менее напряженной. «Мы ожидаем рост численности персонала в банковском секторе, в частности в сфере кредитования. Большинство финансово-кредитных организаций возвращаются к планам по дальнейшему развитию бизнеса, а для этого просто необходимы новые кадры. Однако масштабы такой положительной динамики во многом будут зависеть от дальнейших событий в российской и мировой экономике. Сами работники, уловив эти тенденции, стали чувствовать себя значительно увереннее», – считает г-жа Денисова.
Однако, констатирует Светлана Тюрина, даже в ситуации нехватки рабочих мест уволенные банковские
сотрудники не снижают своих зарплатных ожиданий, хотя реальный уровень зарплат при приеме на работу, безусловно, снизился по сравнению с предкризисным периодом.
Анна Хвостова:
– Больше всего потеряли в зарплате специалисты по кредитованию малого и среднего бизнеса – с 53 000 рублей в месяц работодатели снизили зарплату до 25 000. Для экономистов зарплата в предлагаемых вакансиях упала с 35 000 до 22 500 рублей в месяц (основной спрос здесь приходится на линейный персонал, где средняя зарплата составляет 20 000 рублей). Однако не все специальности «потеряли в цене» – розничное кредитование за последнее время активно развивается, что вызвало увеличение заработных плат в этой сфере (с 23 000 до 30 000 рублей в месяц). Также те, кто занимаются продажей финансовых продуктов, при смене работы могут рассчитывать на повышение зарплаты на 2 000 (до 33 000) рублей в месяц.
По оценкам Светланы Тюриной, расхождение между ожидаемыми и предлагаемыми зарплатами сегодня достигает 40–50 %. В то же время, продолжает эксперт, оклады сохранивших работу сотрудников в основном остались без изменений. Бюджеты были урезаны в основном за счет невыплаты или сокращения бонусов и премий, а также отчислений на добровольное медицинское страхование сотрудников. Были пересмотрены и затраты на сотовую связь и автомобили. В настоящее время, несмотря на стабилизацию экономики, Ирина Денисова не прогнозирует существенного роста заработных плат в этой сфере в ближайшие полгода, поскольку данный сектор достаточно тяжело перенес прошлый год.