С 1 апреля в Перми сразу в двух кинотеатрах начался показ программы короткометражных фильмов «Future Shorts: Полюса». В «Премьере» показ продлится месяц, а в Very Velly – неделю. Все фильмы, включенные в программу, объединяет одна тематика: противоположности, которые то сталкиваются, то сосуществуют в гармонии.
Пермская традиция показов короткометражного кино заложена кинотеатром «Премьер», уже несколько лет предлагающим своим зрителям подборки таких фильмов, в том числе программы бразильского, эстонского и европейского короткометражного кино.
Тем не менее показ программ Future Shorts является заметным событием в культурной жизни города. Future Shorts – это крупнейшая в мире система продвижения короткометражного кино и анимации, обладающая развитой сетью кинопоказов, которая представлена более чем в 20 странах, где уже проводятся показы, и еще десятками стран, в которых Future Shorts начинает свою работу. Что касается России, то в течение марта программа короткометражек была показана примерно в десятке городов, в том числе и в Перми: в кинотеатре «Премьер» шел показ предыдущей подборки «Future Shorts: Лицом к лицу».
Апрельский показ программ обращает на себя внимание еще и тем, что он впервые в Перми идет в кинотеатре, рассчитанном на массового зрителя. По словам собеседника «bc» в Very Velly, первоначальная идея показа программы в этой сети кинотеатров принадлежит самому Future Shorts. «Эта мысль показалась нам интересной, ведь Very Velly стремится к новым, современным проектам, а фестиваль пользуется популярностью по всему миру», – отмечает источник.
По словам обоих собеседников «bc», условия проката программ Future Shorts аналогичны условиям проката полнометражных фильмов. 50 на 50 – это стандартные условия проката любых кинофильмов, когда половина сборов остается у кинотеатра, а половина выплачивается правообладателю», – рассказала «bc» Анна Сидякина, программный директор Пермской синематеки.
В традиционном понимании короткометражное кино отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма, однако современные программы, представленные в «Премь-ере», показывают, что это не так: здесь есть и рисованные фильмы, и работы, которые можно было бы отнести к документальному кино.
По словам Анны Сидякиной, в последние несколько лет короткометражное кино стало весьма востребованным жанром: «Все программы короткометражек, которые мы показывали в «Премьере», были отмечены особым зрительским интересом, а сборка Future Shorts, прошедшая в марте, пожалуй, побила рекорды популярности».
Анна Сидякина полагает, что востребованность короткометражного кино отчасти связана с ускоренным темпом жизни современного человека, с привычкой к восприятию плотно «упакованной» информации, а также с тенденцией «клипового» сознания, воспитанного массовой медиакультурой. Но, несмотря на негативную окраску термина «клиповое сознание», не надо думать, что короткометражки – это кино второго сорта. Многие из представленных пермякам работ уже имеют награды международных фестивалей – как специализированных, так и нет. Также в прошлом году «Премьер» привозил в Пермь программу «Оскар» в Short’ах», составленную из призеров «Оскара» в номинации «Короткометражный фильм» (присуждается с 2001 года).
В планах «Премьера» – майский показ программы короткометражного кино «Глобализация», где собраны фильмы, снятые в разных странах, но посвященные одной теме. Планы Very Velly, для которого этот показ – первый, будут зависеть от его результатов.