По результатам исследования компании HeadHunter, 76 % опрошенных пермяков периодически работают сверхурочно, из них более чем половине приходится делать это часто. При этом в 55 % случаев сверхурочная работа заключается в более позднем уходе с работы, в 40 % случаев это работа в выходные, а в чуть более 15 % тех, кому приходится работать сверхурочно, делают это даже в отпуске. Согласно данным другого опроса, 64 % пермяков работают во время болезни, еще 10 % в этом случае делают работу удаленно.
Как отмечает Юлия Волокитина, заместитель директора по рекрутингу ГК «ЭлитаФин», существует три причины сверхурочной работы. В ряде работ ненормированный рабочий день и необходимость быть на связи обусловлены самим характером работ и прописываются в трудовом договоре. Другой вариант: неэффективность самого работника и неправильное планирование своей рабочей деятельности. И третий вариант – когда такой вариант работы обусловлен экономией на кадрах. По словам экспертов «bc», последний вариант является сейчас довольно распространенным: в период кризиса многие компании существенно сократили численность персонала. Функции уволенных переложены на тех, кто остался, а это неминуемо ведет к увеличению нагрузки и работе в сверхурочное время. По словам Юлии Пряхиной, консультанта по антистресс-менеджменту, коуча, в период нестабильности люди охотно идут на подобные изменения условий работы, поскольку стремятся сохранить рабочее место и связанные с этим гарантии.
Работа или семья? Тем не менее не всегда сверхурочная работа обусловлена объективными причинами. По мнению Ирины Денисовой, директора территории «АНКОР» (Пермь), такое положение вещей во многом сложилось под влиянием российского менталитета. «В Европе, например, люди четко разделяют личное и рабочее время, могут похвастаться отличным знанием трудового законодательства, русскому же человеку несвойственно отстаивать свои права, он держится за место работы и для того, чтобы его сохранить, готов иногда трудиться сверх нормы», – констатирует эксперт.
Однако Наталья Одегова, коуч, уверена, что переработка – всегда решение конкретного человека, а не рефлекторное действие, несмотря на традиции, сложившиеся в обществе. По ее мнению, нужно трезво оценить эффект, который дадут переработки: «В первую очередь нужно понимать, как повлияет работа в выходные или во время болезни на карьеру, финансы, профессиональное развитие. И действительно ли повлияет», – полагает эксперт.
Наконец, переработки могут оказывать влияние не только на карьеру, но и на другие сферы жизни. По данным опроса компании HeadHunter, только треть (39 %) опрошенных пермяков ни разу не откладывали семейный отдых по рабочим причинам. А 50 % респондентов могут позволить себе провести время с семьей только по выходным, тогда как на неделе их жизнь полностью подчинена работе. По мнению психолога Анастасии Бизяевой, такое перераспределение ценностей не в пользу семьи объяснимо и связано с изменениями, которые сейчас претерпевает институт семьи. Традиционные стандарты семьи устарели, а новая концепция еще не сформировалась, поэтому работа воспринимается как более понятный, удобный вариант для самореализации, чем семья.
Однако говорить, что перед человеком стоит лишь выбор «или работа, или семья», было бы неверно, считает Наталья Одегова: «Для человека важен баланс целого набора областей жизни: «здоровье», «семья», «друзья», «впечатления» и так далее. Осознание своей жизни не фрагментарно, а целиком позволяет человеку задуматься не только о простом выборе – или работа, или семья, а искать возможности сбалансировать свою жизнь, быть успешным не только в области профессионального развития, но и во всех других».
Неверный расчет. При выполнении большего объема работы и принятии на себя большей ответственности сотрудником часто движет стремление повышать свой профессиональный уровень и сделать следующий шаг в карьере. Однако, по мнению Юлии Пряхиной, этот путь не всегда эффективен. «Есть два типа руководителей. Первые – процессно-ориентированные. Для таких людей, вероятно, будет показателем, что работник задерживается допоздна. Но другая группа руководителей ориентирована на результат. Им не важно, что делает работник в течение дня – они оценивают его работу по результату. И для таких руководителей «трудоголизм» работника не является плюсом. Скорее для них это минус, потому что стресс, типичный для таких сотрудников, будет мешать достижению целей компании», – уверена эксперт.
Впрочем, эксперты отмечают, что в ряде отраслей работа в сверхурочное время необходима и распространена сильнее, чем в других. Среди них, по словам Ирины Денисовой, FMCG (товары народного потребления) и ритейл (розничная торговля), что связано с большими объемами работы в период сезонности. Как показывают результаты опроса HeadHunter, во время болезни на работу чаще всего выходят сотрудники административно-хозяйственных отделов, бухгалтерии и финансового сектора, а также специалисты в сфере закупок и логистики.
Также существует целый ряд должностей, которым наиболее свойственна работа сверх нормы, констатирует Ирина Денисова. Это специалисты, занятые в области продаж: торговые представители, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами и т. д., поскольку уровень их заработной платы напрямую зависит от результата. Иногда приходится работать сверх нормы специалистам по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер по налоговому учету и т.д.), которые занимаются подготовкой отчетности в налоговую инспекцию, и в связи с этим их рабочий день может продлеваться.
Свойственно задерживаться на работе и представителям топ-менеджмента крупных компаний, что связано с частыми вечерними деловыми переговорами, постоянным составлением отчетности и высоким уровнем ответственности. Соответственно, сверхурочно трудятся и личные секретари, персональные помощники руководителей, так как их график тесно связан с графиком начальства. Как показывают результаты опроса HeadHunter, в случае болезни чаще всего выходят на работу топ-менеджеры, они же чаще всего при нетрудоспособности работают дома. Реже всего за таким занятием можно застать собственника-предпринимателя и генерального директора.