Расплата за демпинг

Наступивший год принесет перемены на рынок автокаско. Из-за усиления конкуренции и собственных финансовых проблем число его игроков существенно сократится.

Согласно прогнозу «Эксперт РА», в 2010 году рынок автокаско ждет стагнация: темпы роста его емкости составят 0 %. «В 2010 году объем взносов по страхованию автокаско, получаемых через банки и автосалоны, останется на уровне 2009 года, премии, собираемые через агентский канал продаж, несколько снизятся, в том числе за счет роста взносов в прямом страховании и кризиса доверия к страховым компаниям», – отмечает Алексей Янин, руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА».
Напомним, что согласно данным Федеральной службы страхового надзора в 2009 году емкость рынка автокаско сократилась на 20,5 %, при этом в наибольшей степени просели банковский и дилерский каналы продаж. Оксана Азанова, руководитель юридической службы филиала «Пермский» ОАО КБ «Соцгорбанк», отмечает, что в 2009 году падение рынка автокредитования составило 90–95 %. В первом полугодии 2009 года многие банки просто не предоставляли кредиты, но, даже когда они возобновили выдачу кредитов, это не оказало существенного влияния на объем продаж, что можно объяснить такими объективными причинами, как высокий уровень безработицы и падение уровня жизни. По оценкам Сергея Кормушкина, начальника отдела андеррайтинга департамента методологии и андеррайтинга в страховании СНТ ОСАО «Россия», объем продаж КАСКО за период кризиса по банковскому каналу упал приблизительно на 30 %, по агентскому – на 20 %. В меньшей степени сокращение коснулось агентского канала, однако здесь произошло перераспределение объема собранных взносов в пользу надежных страховщиков. «Благодаря этому, – отмечает Юрий Рябов, – лидерам рынка удалось удержать свои позиции по КАСКО и ОСАГО».
Юрий Рябов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Перми:
– До кризиса и через банковский канал, и через агентский страховые компании получали львиную долю прибыли по КАСКО. В условиях кризиса все изменилось: вышеуказанные каналы сбыта перестали быть эффективными, и уровень продаж через банки и агентов упал до минимального уровня. Многие страховщики вообще перестали получать прирост продаж по ним.

По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2009 году премии по добровольному страхованию транспортных средств в России составили 137,63 млрд рублей, выплаты по нему достигли 119,51 млрд рублей. Таким образом, доходность этого вида страхования составляет 13,17 %.

Единственный канал, продажи полисов автокаско по которому в 2009 году выросли, – это прямые продажи.
Что касается текущего года, то, по мнению «Эксперт РА», существуют определенные тенденции, мешающие развитию рынка автокаско. По данным опроса ВЦИОМ, покупка в кредит остается наиболее распространенным способом покупки автомобиля: такой вариант ответа выбрали 37 % опрошенных, тогда как годом ранее их было только 30 %. Тем не менее деятельность страховых компаний, в свое время сделавших ставку на продажи через банковский канал или продажи через автодилеров, стагнирует. В период кризиса из-за резкого снижения объемов автокредитования они столкнулись с проблемой серьезного и одномоментного сокращения взносов. «При этом для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний», – отмечают

представители агентства «Эксперт РА». Сам же рынок автокредитования, по оценкам Оксаны Азановой, восстановится до предкризисного уровня не раньше чем через 2–3 года.
Еще одной проблемой рынка автокаско стал демпинг. В результате обострения конкуренции он, по оценкам «Эксперт РА», к середине 2009 года достиг невероятных размеров. По словам Сергея Кормушкина, в этот период были случаи, когда тарифы некоторых страховщиков на определенные виды транспортных средств не превышали 3 %.
Однако до сих пор последствия подобной политики для самих демпингующих страховщиков не были сильно заметны. Они проявятся с лагом в один год, то есть в 2010 году: с рынка автокаско уйдет более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из ТОП-50, прогнозирует «Эксперт РА». По оценкам собеседников «bc», такой прогноз весьма вероятен. «Положение страховщиков в секторе КАСКО весьма неоднородно. Многие страховщики на сегодняшний день терпят убытки, и в первую очередь это те компании, которые активно демпинговали в прошлом году и теперь испытывают нехватку ликвидности. Также в группе риска находится средний страховой бизнес, компании, которые пережили первые этапы кризиса, однако сейчас не обладают ресурсами для продолжения деятельности», – полагает Юрий Рябов.
Мария Гуляева, начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия», добавляет, что моторные виды страхования изначально низкорентабельны. И страховые компании, работа которых в основном была сосредоточена в этом сегменте, уверенно чувствовавшие себя в 2008 году на фоне растущего рынка, уже в первом полугодии 2009 года столкнулись с проблемой отсутствия денежных средств для осуществления своевременных выплат по заключенным договорам страхования. «В 2009 году рынок страхования КАСКО сократился на 20,5 %. Притом что сборы страховщиков снизились, выплаты в данном сегменте, наоборот, выросли в связи с колебаниями валютного рынка, повлекшими за собой удорожание стоимости обслуживания транспортных средств. Ряд игроков уже покинули рынок», – заключает эксперт.
Впрочем, «Эксперт РА» выделил и позитивные тенденции, проявившиеся на рынке автокаско в период кризиса. Одна из них – существенное расширение продуктовой линейки страховщиков, призванное привлечь клиентов. По словам Сергея Кормушкина, основная тенденция – это смещение продуктовой линейки в сторону продуктов эконом-класса, что связано с падением платежеспособности населения. «В итоге развитие получили продукты с франшизой, – отмечает Юрий Рябов. – Такие программы КАСКО позволяют клиентам сэкономить, однако обеспечивают высокое качество страховой защиты и компенсации рисков. И если до кризиса продукты с невозмещаемой частью убытка не пользовались вниманием страховщиков и потребителей, то в период перемен стали активно продаваться».

Коментарий

Сергей Киселев, заместитель генерального директора СФ «Адонис»
Какова была динамика сборов по КАСКО СФ «Адонис» в 2009 году?
– Сборы «Адониса» по КАСКО в 2009 году составили 33,65 млн рублей. Это на 7 % меньше, чем в 2008 году. Если анализировать динамику сборов в разрезе страхователей, то премии от юридических лиц снизились на 22 % (в основном за счет сокращения объемов лизинговых сделок). Что касается физических лиц, то в 2009 году прирост премий составил 10 %.
Помимо прямого страхования в рамках сотрудничества между СК «СОГАЗ-Шексна» и СФ «Адонис» заключено договоров залогового автострахования на сумму ответственности более 550 млн рублей. Страховая премия составила 21,74 млн. Ответственность по данным договорам перестрахована в «Адонисе».
В целом процент пролонгации договоров автострахования составил более 90 %. Поверьте, это очень значимый результат, который показывает степень доверия клиента к страховой компании. В условиях кризиса «Адонис» продолжает добросовестно платить по страховым событиям, мы не сократили ни одну из действующих бесплатных сервисных программ. По-прежнему все наши клиенты могут рассчитывать на круглосуточную информационную поддержку, бесплатный выезд аварийного комиссара и эвакуатор. VIP-клиентам помимо уже перечисленных услуг предоставляется экстренная техническая помощь.
Больше года в нашей компании существует служба контроля качества – своего рода обратная связь с клиентом на этапе урегулирования убытков. Это позволяет выявлять недостатки в нашей работе и вовремя их устранять, проводить «селекцию» авторемонтных организаций.
Какие позитивные тенденции в развитии этого сегмента рынка страхования заметны уже сейчас?
– Хочется отметить растущую страховую культуру населения. Многие автовладельцы стали относиться к полису КАСКО как к осознанной необходимости. И даже расплатившись по автокредиту, продолжают страховаться. Радует, что цена страхования уже не является единственным фактором при выборе страховщика.