По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2009 году рынок лизинга продолжил падение, начатое в 2008 году. Также укрепилась тенденция к сворачиванию бизнеса в регионах, где компании закрывают свои подразделения, тогда как только доля Москвы в общем объеме бизнеса достигает 39 %.
В Пермском крае, по оценке Геннадия Бутусова, директора Пермского лизингового центра, поступление лизинговых платежей сократилось на 15 %, а выручка от финансовых вложений уменьшилась на 40 %. «Все это привело к тому, что чистые денежные средства от текущей деятельности лизинговых компаний сократились почти на половину», – заключает собеседник «bc». Дмитрий Романов, директор Пермского филиала компании Europlan, также утверждает, что объемы лизингового бизнеса в 2009 году уменьшились значительно. «В результате позиции Пермского края в рейтинге российских регионов по отдельным сегментам серьезно пошатнулись, например по автолизингу и лизингу строительной и дорожной техники», – добавляет г-н Романов.
Немаловажную роль в падении объемов лизинговых операций в Пермском крае, по мнению экспертов, сыграла и слабость существующей банковской системы. «В Прикамье, даже по сравнению с соседней Свердловской областью, местных банков, способных участвовать в финансировании лизинговых сделок, практически нет. А филиалы инорегиональных банков не заинтересованы в инвестировании и укреплении предприятий края», – говорит один из экспертов «bc».
Однако, по словам Дмитрия Романова, уже с конца 2009 года на рынке появилась положительная динамика развития, которая позволяет надеяться на улучшение позиций лизинга в 2010 году и на выход на докризисные уровни во втором полугодии.
Другие требования. Согласно исследованию Рослизинга, основанному на данных анкетирования 73 компаний, формирующих 60 % российского лизингового рынка, число заключенных в 2009 году договоров уменьшилось в два раза. В 2009 году в России была одобрена лишь треть поступивших в лизинговые компании заявок, тогда как в 2008 году договоры подписывались в 50 случаях из 100. Эксперты отмечают, что сократилось не только предложение лизинговых компаний, но и спрос лизингополучателей: в 2009 году число их обращений уменьшилось на 9,5 %.
В Приволжском федеральном округе увеличение количества лизингополучателей (на 15 %) соседствует с уменьшением объемов бизнеса лизинговых компаний (на 33 %), что свидетельствует о сокращении стоимости заключаемого договора.
Такие показатели стали следствием серьезного ужесточения требований к лизингополучателям. Дмитрий Романов рассказывает, что больше внимания стало уделяться компаниям, работающим по упрощенной схеме налогообложения. Геннадий Бутусов в свою очередь говорит, что лизинговые компании должны более серьезно оценивать надежность лизингополучателей и проводить экспертизу инвестиционных проектов. «Уже сегодня необходимо начать изучать бизнес-модель лизингополучателя, знать предназначение лизингового оборудования и техники. Знакомство с содержанием бизнес-процессов лизингополучателя позволит предотвратить возникновение финансовых рисков на ранней стадии и корректировать инвестиционный проект в целях повышения эффективности лизинговой сделки», – подчеркивает собеседник «bc».
Изменилась работа лизинговых компаний и со старыми клиентами. Так, действия по обеспечению исполнения обязательств и взысканию средств с лизингополучателей стали необходимыми. Дмитрий Романов подтверждает, что в 2009 году компании столкнулись с неплатежами, и их пик пришелся на конец весны.
Лидеры падения. Эксперты считают, что падение объемов нового бизнеса в 2009 году могло быть еще более серьезным. Подуш-кой безопасности стали сегмент авиации, железнодорожного транспорта и судов, а также сельскохозяйственной техники. Сегмент оборудования и автотранспорта в свою очередь продолжает проседать.
В результате структура лизинга в 2009 году существенно изменилась. По данным Рослизинга, доля авиа, ж/д- и судовой техники увеличилась более чем в 2 раза, сельхозтехники – в 1,5 раза, доля автотранспорта и оборудования уменьшилась примерно на 40 %.
Лизинг автотранспорта за прошедший год сократился в 2 раза как в России, так и в Пермском крае. Резкое падение произошло в наиболее емких сегментах – в лизинге легковых и грузовых автомобилей (почти в 2 раза). Еще более серьезное сокращение наблюдалось в лизинге тягачей (более чем в 3 раза), спецавтотранспорта (практически в 3 раза), а также автобусов (в 2,5 раза).
Что касается лизинга оборудования, то и он упал в два раза. Спад наблюдался практически во всех направлениях, рост удалось показать только телекоммуникационному и нефтегазодобывающему оборудованию, а также медицинскому, упаковочному и в сфере развлечений.