Специалисты оценивают рынок кровельных материалов как растущий. Основными факторами, влияющими на этот рост, являются увеличение объемов строительства и насущная потребность в ремонте и реконструкции старых зданий и сооружений. Традиционно сегмент материалов для «пятого фасада» делят на две части – материалы для плоских кровель и для скатных крыш. Как правило, в многоэтажном и промышленном домостроении используются плоские кровли, а в индивидуальном жилом строительстве отдают предпочтение скатным кровлям. Современный рынок кровельных материалов активно развивается по обоим направлениям. По оценкам экспертов, спрос на кровельные материалы составляет около 1 млрд кв. метров в год, российские производители удовлетворяют его лишь в объеме 400–450 млн кв. метров.
Плоские кровли. Плоские кровли используются в многоквартирных домах, на производственных и коммерческих объектах. Кровельные материалы этого сегмента должны иметь качественную гидроизоляцию, отвечать требованиям по огнестойкости, легко монтироваться и быть доступными по цене. На плоских кровлях используются в основном битумосодержащие рулонные материалы и полимерные мембраны. В последние годы строительные компании отказываются от применения рубероида в пользу современных мягких материалов, особой популярностью пользуется гидростеклоизол (стеклогидроизол).
«Как правило, для многоквартирного домостроения используют наплавляемые битумные материалы с высокой морозоустойчивостью и длительным сроком эксплуатации, – считают в группе компаний «Теплов и Сухов». – Это материалы марок «техноэласт» и «унифлекс». Они имеют большой срок службы (более 15 лет), с ними можно работать при температуре ниже –20ОС. Доля унифлекса и техноэласта на рынке составляет более 50 %, остальной рынок делят между собой более дешевые битумные материалы типа «бикрост».
По данным Росстата, объем российского производства мягких кровельных материалов в течение последних пяти лет неуклонно растет. В 2009 году на территории России было зарегистрировано 29 предприятий различных форм собственности по производству кровельных материалов. Среди основных отечественных производителей – компания «ТехноНиколь», ЗАО «Рязанский КРЗ», ЗАО «Полимеркровля», ЗАО «Кровля» (Владимирская область), ЗАО «Мягкая кровля» (Самара). В Пермском крае работают представительства этих заводов, обеспечивающие прямые поставки материалов в наш регион.
Скатные кровли. Скатные кровли – это крыши, имеющие угол наклона от 10 до 90 градусов. Основной площадкой для применения материалов для скатных кровель являются индивидуальные жилые дома. Профнастил и кровельное железо используются на скатных кровлях объектов промышленного и коммерческого использования, доля которых на рынке очень мала. Новые кровельные материалы постепенно вытесняют с рынка асбестоцементный шифер, производство и применение которого в странах Европы сегодня запрещено. Еврошифер, или ондулин, удовлетворяет спрос примерно на 30–35 млн кв. метров в год, из них 5 млн кв. метров еврошифера производят на российском заводе ООО «Ондулин – Строительные материалы». Лидером среди материалов для скатных крыш коттеджей и частных домов является металлочерепица. Предварительные подсчеты специалистов российского рынка показали, что объем рынка металлочерепицы приближается к 220 млн кв. метров, а кровельного железа и профнастила – к 110 млн кв. метров в год. По данным Пермьстата, за первый квартал 2010 года объем производства готовых металлических изделий вырос на 19,2 % по отношению к уровню прошлого года.
«Больше 80 % пермского рынка занимает металлочерепица. Она пришла к нам из Европы в начале 1990-х годов, – считает Андрей Зайцев, директор Пермского представительства группы заводов «ИНСИ». – Сегодня на рынке кровли в основном представлена отечественная продукция, которая практически не отличается от импортной. Ей отдано 95% рынка. Технология применяется одна и та же, используются одинаковое сырье и аналогичные станки для производства металлочерепицы».
Металлочерепица завоевала лидерские позиции на рынке благодаря легкости монтажа, выгодному внешнему виду, схожему с натуральной черепицей, и минимальному уходу в процессе эксплуатации. По мнению специалистов ГК «Теплов и Сухов», «основные материалы – металлочерепица (около 50 % рынка), шифер (25 %), ондулин (15 %), гибкая черепица (10 %)».
Что касается дорогих материалов для кровли – керамическая черепица, медная черепица, натуральный шифер (сланец) и т. п., – то их применяют, как правило, для частных домов. Их доля на пермском рынке не превышает нескольких процентов.
Анализ рынка. Материалы для плоских и скатных кровель по их долям на рынке примерно равны, они находятся в соотношении 52 и 48 % соответственно. По данным экспертов, спрос на кровельные материалы почти в два раза превышает имеющееся предложение. Объем рынка мягких и жестких кровельных материалов ежегодно увеличивается в среднем на 5–10 %.
На пермском рынке представлены как производители кровельных материалов, так и дилеры. По мнению специалистов ГК «Теплов и Сухов», основные доли участников здесь распределились следующим образом: «Теплов и Сухов» – около 30 %, «ТехноНиколь» – 35 %, «Дедал» – 10 %, «Претор» – 10 %, «Квин» и «Металл Профиль» – в сумме 10 %, прочие – 5 %». Другого мнения придерживается Андрей Зайцев: «Если говорить о долях производителей металлочерепицы на пермском рынке, то я бы отдал первые пять мест группе заводов «ИНСИ», группе компаний «Металл Профиль», ООО «Квин», ООО «Металлкомплект» и Сталепромышленной компании. Все они – производители металлочерепицы со своей сбытовой структурой. Конкретные цифры продаж и доли компаний на пермском рынке сложно сосчитать, поскольку некоторые цифры дублируются у производителей и у дилеров».
Прогноз на перспективу. Аналитики рынка характеризуют сегмент кровельных материалов как перспективный. Даже в кризисный 2009 год объем рынка мягких кровельных рулонных материалов увеличивался, в основном за счет внутреннего производства в стране. Наибольший потенциал на потребительском рынке в настоящее время имеют кровельные материалы для скатных крыш средней ценовой категории. Здесь конкурируют металлочерепица и профнастил с полимерным покрытием.
По данным аналитиков, весь 2010 год сохранится ряд кризисных факторов в развитии производства кровельных материалов. Активный рост начнется не раньше 2011 года. Но и при таком прогнозе крупные продавцы кровельных материалов отмечают устойчивый спрос на рынке.
«Рынок кровельных материалов начал развиваться всего 10—15 лет назад, поэтому находится в стадии роста, – поясняет ситуацию Андрей Зайцев. – Этому способствует, во-первых, реконструкция старого жилого фонда – и многоквартирных и индивидуальных домов. Средняя стоимость кровли из металлочерепицы для индивидуального дома составляет от 30 до 60 тыс. рублей. Во-вторых, развитие строительства коттеджных поселков, где 90 % домов имеют кровлю из металлочерепицы. В-третьих, идет реконструкция промышленной и коммерческой недвижимости. Проанализировав все эти факторы, можно с уверенностью назвать рынок кровельных материалов растущим».