Согласно данным Пермьстата, за период с января по июнь 2010 года железнодорожным транспортом было отправлено свыше 3,5 млн пассажиров. Это лишь 65,5 % к уровню 2009 года за аналогичный период. Правда, в РЖД говорят, что эти цифры прогнозировались, поскольку, как сообщили «bc», плановое задание первого полугодия выполнено на 97,7 %.
Снижение транспортной активности объясняется, по мнению представителей РЖД, несколькими факторами. В частности, серьезно повлияло на этот процесс продолжающееся сокращение объемов работы крупных предприятий металлургической и строительной отрасли Пермского края и, как следствие, сокращение штата соответствующих компаний.
Кроме этого немаловажное значение имеет снижение мер социальной поддержки для льготных категорий пассажиров. Среди них – увеличение стоимости социального проездного документа (с 340 до 648 рублей), предоставляющего право 50-процентной скидки от стоимости проезда в поездах, а также снижение на 64,7 % числа пенсионеров, имеющих право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. С учетом того, что большая часть пассажиров РЖД была отправлена именно пригородным сообщением (3 млн 92 тыс. человек), подобные изменения меры социальной поддержки негативно сказались на общем пассажирообороте, который в целом сократился на 25,2 % и составил 769,4 млн пасс.-км.
Наряду со снижением числа пассажиров на железнодорожном транспорте заметно увеличилась численность клиентов авиакомпаний (36,5 % к аналогичному уровню прошлого года). За первое полугодие 2010 года самолетами воспользовались более 160 тысяч человек.
Одним из факторов, влияющих на положительную тенденцию пассажирооборота на авиатранспорте, является увеличение количества перевозчиков, летающих в Пермь. Сегодня по основному направлению Пермь – Москва совершают рейсы уже шесть авиакомпаний. В столицу ежедневно вылетает в среднем по пять самолетов.
Перераспределение пассажиропотока стало возможным, когда на пермском рынке появились низкобюджетные авиакомпании, которые конкурируют не столько с авиатранспортом, сколько с железнодорожным. Как рассказал управлюящий проектом «Авианова» Эндрю Пайн: «Наш опыт работы на пермском направлении показал, что мы не отнимаем пассажиров у других авиакомпаний, а создаем новый спрос среди тех людей, которые прежде не путешествовали вовсе либо пользовались железнодорожным или автомобильным транспортом».
Правда, не все компании признают, что «уводят» пассажиров у железной дороги. По словам руководителя пермского представительства «Аэрофлота» Бориса Шрейдера, компания заинтересована лишь в той части населения, которая всегда имела возможность воспользоваться воздушным транспортом, а это всего лишь 5 % пассажиров. Тем не менее даже в «Аэрофлоте» повысилась загрузка судов и на 20–25 % увеличились отправки.
С другой стороны, повышение числа пассажиров, покупающих авиабилеты, не является стабильной тенденцией.
«Увеличение пассажиропотока достигнуто не совсем правильным способом – за счет значительного снижения тарифов и перевозок на грани рентабельности», – признает Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс».
Потому сегодня еще нельзя говорить о реальной конкуренции между воздушным и железнодорожным транспортом, полагают эксперты.
Галина Ибрагимова, пресс-секретарь Пермского отделения СвЖД:
– У каждого свои пассажиры. Хотя у авиаперевозчиков есть огромное преимущество: тарифы на перевозки они устанавливают сами, без вмешательства государственных структур, на российских железных дорогах – это компетенция Федеральной службы по тарифам.
По ее словам, еще одним преимуществом авиатранспорта является то, что воздушные коридоры не требуют ежегодных инвестиций, которые необходимы для такой части инфраструктуры железной дороги, как земля.
Государственный контроль в формировании цен на железнодорожные билеты сказывается на повышении тарифов. На пригородном сообщении индексация в начале 2010 года была проведена в среднем на 20 % к уровню тарифов, действующих на территории Пермского края с апреля 2009 года. В дальнем сообщении с 1 января текущего года Федеральная служба по тарифам РФ приняла решение об индексации тарифов на перевозки пассажиров в общих и плацкартных вагонах на 10 %, купейных и СВ – на 8 %.
Авиакомпании же, напротив, все чаще проводят специальные акции, предлагая пассажирам билеты по минимальным ценам.
«Для большинства пассажиров главная причина летать нашей авиакомпанией – это низкие тарифы», – не скрывает Эндрю Пайн («Авианова»).