В этом году театральный сезон в Перми закончился как никогда поздно. До середины июля работали артисты Пермского театра, воплощая небывалый по размаху замысел постановщиков оперы Бетховена «Фиделио». Опера стала серьезным событием, а постановщикам Георгию Исаакяну и Майклу Ханту удалось совершить настоящий прорыв в освоении совершенно нового пространства для постановки классики.
Около 500 артистов и статистов на глазах у зрителей воссоздавали атмосферу лагеря, в которой происходило действие оперы. Зрители, а на каждом представлении их было всего 250, сойдя с автобуса, сразу попадали в центр событий, на них кричали охранники и лаяли овчарки, их перегоняли с места на место, и на протяжении всего спектакля они были не наблюдателями, а участниками происходившего действия.
Однако закончить сезон на мажорной ноте Пермскому театру оперы и балета не удалось. Еще шли последние спектакли, как пришло известие, что театр покидает его художественный руководитель Георгий Исаакян. Он получил приглашение возглавить в Москве детский музыкальный театр им. Наталии Сац. От комментариев пока воздерживаются все работники театра, и, несмотря на уверения Георгия Исаакяна, что он будет совмещать деятельность в Москве с работой в Пермском театре оперы и балета, все прекрасно понимают, сколь велика эта потеря для нашего города.
Кадровые изменения произошли под конец сезона и в пермском ТЮЗе, здесь на должность директора театра назначена Марина Зорина. По ее словам, она собирается сосредоточиться в первую очередь на решении вопросов с так необходимыми театру помещениями для костюмерного цеха и других хозяйственных делах.
В Театре-Театре сезон прошел неровно, но были и спектакли, вызвавшие большой зрительский интерес. И это, прежде всего, постановка по пьесе Даниила Андреева «Жизнь человека». Режиссер Борис Мильграм превратил пьесу в артоперу, пригласив в качестве композитора знаменитого Владимира Чекасина.
Пермский театр кукол в этом сезоне поставил совсем не детский спектакль «Король Лир» по пьесе Шекспира. В этом взрослом спектакле на одной сцене играют люди и куклы, а художественный руководитель театра Игорь Тернавский выступил в главной роли, сыграв Короля Лира.
Самый короткий сезон оказался у театра «Сцена-Молот». Новый театр начал работу в дни, когда вся Пермь переживала страшную трагедию «Хромой лошади», и все культурные события были перенесены. Но вопреки ожиданиям руководство театра не стало изменять дату открытия. Художественный руководитель театра Эдуард Бояков очень точно расставил акценты: «Театр – это не место, куда приходят развлекаться, это место, куда приходят думать».
Театр «Сцена-Молот» действительно стал другим театром, то есть совершенно не похожим на те традиционные театральные институции, к которым привыкли пермяки. За совсем короткий срок существования он успел превратиться в площадку для нового и интересного, что происходит в городе, и не важно, касается это напрямую театра или нет. Впрочем, очень скоро выяснилось, что этого театра касается все.
«Мы заявили наше кредо. Оно, безусловно, связано с современной драматургией, с театром, который интересуется современной жизнью и простым человеком, – рассказывает художественный руководитель театра «Сцена-Молот» Эдуард Бояков. – Ракурс может быть какой угодно. Начиная от столично надменного (конечно, в кавычках я это выражение употребляю), который может быть характерен для создателей спектакля «Чукчи», и до простого, открытого и искреннего, как у Дамира Салимзянова в его спектакле по пьесе Яблонской «Где-то и около». От острого, как в «Собирателе пуль», до остро ироничного и жесткого, как в спектакле «Засада».
В безусловную заслугу театра можно поставить появление нового для Перми жанра – поэтического спектакля. «Вера Павлова. Стихи о любви» – это не спектакль, где текст написан стихами, это полноценное драматургическое произведение, истоки которого восходят к знаменитым «Антимирам», которые поставил в начале 60-х в Театре на Таганке Юрий Любимов по стихам Андрея Вознесенского.
Пермский зритель, поначалу отнесся к эстетике «новой драмы» несколько настороженно, но затем признал и полюбил новый театр. Перелом произошел после спектакля «Агата возвращается домой», поставленного Эдуардом Бояковым к Рождеству. В этой современной сказке пермские зрители увидели еще и завораживающую игру визуальных эффектов.
До нового сезона еще далеко, театральные труппы в летнем отпуске, но пермские театры уже начали «борьбу за зрителя». О начале продажи билетов на свои спектакли объявил театр «У Моста». Здесь сезон начнут раньше всех – 23 августа сыграют свою знаменитую и знаковую «Панночку» по Гоголю. Театр «Сцена-Молот» откроет сезон двумя премьерами, это будут спектакли «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Дамира Салимзянова и «Коммуниканты» по пьесе Дениса Ретрова, режиссер – Владимир Агеев. Не дожидаясь открытия сезона, Театр-Театр запускает свой новый проект: в августе здесь будут звучать ритмы и голоса современных исполнителей, первым из которых станет Сергей Шнуров и его группа «Рубль». Глобальная цель проекта – привлечение новых зрителей и позиционирование театра как явления, открытого для всех направлений современной культуры.