По данным Главного управления МЧС по Пермскому краю, на сегодняшний день на территории региона в 44 муниципальных образованиях функционируют единые диспетчерские службы (ЕДДС). Однако 4 района, в отличие от мушкетеров, пока не готовы работать по принципу «один за всех».
Как уверяют в МЧС, создание ЕДДС не является прихотью спасателей. Такие службы составляют низовой уровень управления силами и средствами при чрезвычайной ситуации. По словам начальника отдела информации и связей с общественностью ГУ МЧС по Пермскому краю Валерия Тиунова, диспетчерская служба позволяет за короткое время собрать информацию о происходящей на месте ЧС, направить в район необходимые силы, связаться по видеоконференцсвязи с центром по разрешению кризисных ситуаций и даже с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу.
«ЕДДС является неотъемлемой частью российской системы ликвидации чрезвычайных ситуаций. Далеко за примерами ходить не надо. Были в Гайнском районе лесные пожары. Для их тушения нужна тяжелая техника. И диспетчер службы имеет возможность и полномочия не только найти необходимые машины, запросив их у служб ЖКХ или еще где-то, но и направить их в район ЧС. При этом постоянно поддерживается связь, и ЕДДС докладывает об обстановке на месте непосредственно в ГУ МЧС по Пермскому краю», – отметил г-н Тиунов.
Однако на практике вопрос создания ЕДДС упирается в стандартную проблему – финансирование. Так, Земское собрание Ильинского муниципального района не достигло кворума по поправкам в бюджет для выделения денег на диспетчерскую службу. Как пояснил «bc» председатель Земского собрания Алексей Репников, решение о создании ЕДДС не отложили в долгий ящик, а перенесли на месяц. «Никто не отрицает важности создания единой диспетчерской службы. Необходимо просто подготовить нормативную базу, исключить дублирование функций. У главы района есть заместитель, который занимается вопросами ЧС. Надо понять, какие функции будет выполнять он, а какие – ЕДДС. Причем торопиться в таких делах не надо, ведь речь идет о бюджетных деньгах», – подчеркнул г-н Репников.
Только по предварительным подсчетам земцев, на создание и поддержание ЕДДС уйдет порядка 1 млн рублей. Г-н Репников полагает, что для Ильинского района с населением в 20 тысяч человек такая сумма довольно чувствительна. Однако стоит отметить, что за первое полугодие 2010 года собственные доходы бюджета Ильинского района составили более 31 млн рублей. Тем не менее г-н Репников считает, что можно минимизировать траты, создав ЕДДС при администрации муниципального образования. Подобная практика действует в 18 районах и городских округах края, а также в Кировской области.
Помимо Ильинского не торопятся с ЕДДС в Сивинском и Чердынском районах. По данным МЧС, все необходимое оборудование в муниципалитетах закуплено, но не выделяется финансирование для содержания личного состава. В администрации Сивинского района поясняют, что на данный момент ЕДДС до конца года совмещена со службой 01, а в бюджет 2011 года заложено создание отдельной структуры, в штате которой будет 5 человек.
В МЧС считают, что более целесообразно создавать ЕДДС при пожарных частях муниципальных образований. Такая практика действует в 26 городских округах и районах края. Как отмечает г-н Тиунов, это позволяет более четко координировать действия и повышает квалификацию диспетчеров. Рядом с ними будут работать профессионалы из МЧС, которые не только смогут обучать сотрудников ЕДДС, но и в случае необходимости оказывать им поддержку.
«Диспетчер – это очень сложная профессия. Надо учиться как минимум три года, чтобы овладеть ею. На диспетчере лежит огромная ответственность. Именно он определяет, какие силы и средства необходимы для ликвидации того или иного происшествия», – подчеркивает г-н Тиунов.