Участники VI Пермского экономического форума четко вписались в федеральный тренд. Докладчики рассматривают культуру не просто как организацию досуга для населения, а как часть новой экономики. Понятие «культурная политика» звучало наравне со словами «модернизация» и «инновации». Только в официальном обращении к участникам Бориса Грызлова, председателя Государственной Думы РФ и Верховного совета партии «Единая Россия», слово «модернизация» было употреблено более 5 раз. Участники форума в долгу у политика не остались, также активно оперируя столь важными и нужными для современной России понятиями. При этом практически все выступающие эксперты пришли к выводу, что ни настоящая модернизация, ни инновации невозможны без культуры.
Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики, убежден в том, что перспективы российской экономики нерадужны. По его мнению, изменить ситуацию может только преодоление культурного барьера, причем брать его нужно сейчас. «Культура – это нечто гораздо большее, чем политика или экономика. И основой успеха России, которая сейчас проигрывает не только развитым, но и развивающимся странам, может стать культурный фактор, который в свою очередь подтолкнет модернизация снизу», – отмечает профессор.
Даниил Дондурей, член совета по культуре и искусству при Президенте РФ и главный редактор журнала «Искусство кино», высказывает аналогичную точку зрения, считая развитие культуры основным ресурсом модернизации, без которого она попросту невозможна. При этом, по его словам, нельзя относиться к культуре как просто к развлечению.
Иностранные гости были также солидарны с российскими экспертами. К примеру, директор Института культурных изменений Школы права и дипломатии им. Флетчера при Университете Тафта, профессор Лоуренс Харрисон считает, что причины отсутствия России в числе мировых лидеров кроются в неправильной и неграмотной культурной политике. Культурные ценности, по его мнению, способствуют успеху экономики и политики.
Наиболее категоричным в оценке роли культуры в модернизации страны был Александр Рубцов, руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН. «Модернизация в России обречена на неудачу. Для того чтобы этого не случилось, она должна быть глубокой и системной, преодолевающей недостатки и пороки прежних модернизаций, а также форсированной, поскольку ресурс времени ограничен. И при этом в ней в обязательном порядке должна быть задействована гуманитарная составляющая», – заявляет он. Если этого не произойдет, то, по словам Александра Рубцова, страну ждут два сценария развития: щадящий предполагает переход России в категорию третьих стран мира, а обвальный влечет за собой острый экономический и политический кризис, техногенные катастрофы и борьбу мира за российское наследство.
Судя по выступлениям на форуме, участники и организаторы пришли к мнению, что Пермский край стал тем первопроходцем, который понял истинный смысл культурной политики, которая стала работать на улучшение экономики и политики. К примеру, по словам заместителя руководителя администрации губернатора Пермского края Николая Новичкова, смещение центра тяжести на культуру позволило значительно увеличить туристический поток в Пермский край. «В 2009 году край посетило больше 600 тысяч человек, что для отдаленного города является серьезной цифрой. Из этого числа 19 тысяч человек – иностранные туристы».
Борис Мильграм в свою очередь рассказывает, что за последнее время серьезно уменьшилось количество желающих уехать из Пермского края. Если в начале 2010 года не планировало переезжать 76,7 % опрошенных, то в июне – уже 92,9 %. Однако социологи считают, что в исследовании, проводимом администрацией губернатора, корректнее было бы спрашивать «хотели бы вы переехать?», а «не планируете ли вы переехать?». Тем более что, по данным Пермьстата, в первом полугодии 2010 года в регионе продолжился тренд на убыль населения. «Миграция в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла в 1,9 раза. Наибольшее число выбывших на постоянное место жительства за пределы края традиционно выбрали Центральный (миграционный отток составил 656 человек), Уральский (497 человек) и Южный (345 человек) федеральные округа», – отмечается в официальной статистике.