Одним из главных событий каждой осени в политической жизни Прикамья является рассмотрение бюджета на следующий год и плановый период. Депутаты Законодательного собрания края вместе с региональным правительством приступают к распределению доходов между различными направлениями и инвестиционными проектами. Многие любят сравнивать этот процесс с нарезкой пирога или торта (кому как больше нравится), именно так решается, кто и какой кусочек получит в следующем году. Прошлая осень, напомним, отметилась недовольствами некоторых парламентариев относительно возросшего бюджета краевого Министерства культуры, а также страстями вокруг расходов в размере 50 млн рублей, направленных на Пермский центр развития дизайна (ПЦРД). Чем именно запомнится эта осень, предсказуемо, но еще совсем не очевидно. Ясность наступит в октябре, когда группа по рассмотрению поправок в бюджет начнет работу.
Краевой бюджет на данный момент принят Законодательным собранием края в первом чтении. В самом начале октября заканчивается срок для внесения поправок губернатором края, региональным правительством, краевыми парламентариями, муниципалитетами, Контрольно-счетной палатой края.
Заглянуть в будущее. На этот раз, как объяснила и. о. министра финансов Пермского края Ольга Антипина, было принято решение продолжить планирование доходов и расходов бюджета на трехлетку. Она отметила, что при разработке главного финансового документа сотрудники министерства руководствовались рекомендациями Мин-
экономразвития РФ, разработанными в июне текущего года (см. табл. «Основные макроэкономические показатели»). На данный момент прогнозируется умеренный рост цены на нефть с с 61,1 доллара за баррель в 2009 году до 75 долларов за баррель в 2010 –2011 годах. Курс доллара, по оценкам экспертов, окажется на уровне 30 рублей. Руководитель Пермского филиала ИК «Тройка Диалог» Игорь Вагизов считает, что предложенные сценарные условия близки к реальности.
Как и раньше для Пермского края, как отмечают в региональном Министерстве финансов, «ключевым» внешним фактором для прогнозирования социально-экономического положения является уровень спроса и цен на рынках калийных удобрений. На последнем заседании Законодательного собрания края председатель регионального правительства Валерий Сухих высказался о возможности сокращения налоговых поступлений со стороны «Уралкалия» и «Сильвинита». Это заявление уже на следующий день было опровергнуто пресс-службой калийщиков. В экспертной среде к этому вопросу отношение неоднозначное. Игорь Вагизов считает, что «это вряд ли возможно». Вопрос вероятного сокращения налоговых поступлений «Уралкалия» и «Сильвинита» Юрий Белоусов, директор Центра прикладной экономики, считает открытым. На его взгляд, прибыль компании действительно может снизиться, но в случае принятия законодательства, регулирующего трансфертные цены, этого не произойдет.
Краевой бюджет на следующие три года вновь построен на консервативном подходе в отношении социально-экономических показателей. «Это не прихоть сотрудников Минфина, а рекомендации, которым они должны следовать. В данном случае логика очевидна: лучше перевыполнить план, нежели недовыполнить. Хотя я не сторонник ни дефицитного, ни профицитного бюджета», – поясняет Юрий Белоусов.
Основные показатели еще могут претерпеть изменения. Как отмечает Контрольно-счетная палата края в своем заключении, в сентябре появились уточненные данные Минэкономразвития РФ, которые расходятся с июньскими.
Достичь 2008-го. По-прежнему основными доходами краевого бюджета остаются налог на прибыль и НДФЛ, общая доля которых в казне составляет 74 % (подробнее – см. табл. «Прогнозируемые доходы).
Ольга Антипина:
– В 2010 году в бюджет края поступило больше доходов, чем в кризисном 2009 году. На такой же рост мы надеемся и в следующем, однако до объемов дохода казны 2008 года еще далеко. Наиболее показательна ситуация с налогом на прибыль, который серьезнее всего упал во время кризиса. Даже несмотря на то, что он растет быстрее всех остальных бюджетных источников, еще далеко до достижения уровня докризисного времени. В 2008 году он составил 36 млрд рублей, а в 2011 году планируем только 23,5 млрд рублей! Это на треть меньше, чем в докризисное время.
Повышения налога на прибыль до общефедерального уровня, то есть отказа от так называемого проекта «24-20» (в действительности 13,5 %), не произойдет. Одним из принципов бюджета «декларируется сохранение «комфортных» условий для осуществления деятельности предприятий на территории Пермского края». «Снижение ставки налога на прибыль до минимально возможного уровня оправдало себя. За все годы действия льготы не произошло снижения поступления налога на прибыль. Сейчас многие регионы идут на аналогичные шаги, в частности Свердловская область», – объясняет собеседница.
В отличие от налога на прибыль НДФЛ, по словам Ольги Антипиной, растет не столь быстрыми темпами. В этом году рост составил около 5 %, на следующий год, как рассказывает Ольга Антипина, тоже заложена «очень небольшая динамика». «Думаем, что если восстановление экономики продолжится, то доходы работников начнут расти в 2012–2013 годах», – заключает глава регионального Минфина.
Объем консолидированного бюджета региона пока неизвестен: федеральный бюджет был внесен в Государственную Думу РФ только 1 октября, а муниципальные бюджеты также на стадии рассмотрения. По ее оценкам, бюджет региона с учетом средств территорий может увеличиться еще на 10–12 %.
Собеседница «bc» резюмирует: процесс восстановления экономики наблюдается, но медленными темпами, отражается этот процесс на краевом бюджете не сразу. «При этом расходы, прежде всего социальные, сокращены не были», – добавляет г-жа Антипина.
Дебет с кредитом. В краевом Минфине отмечают, что, несмотря на рост основных показателей в 2010 году, принцип жесткой экономии средств сохраняется. Это в первую очередь связано с осторожным прогнозированием основных налоговых источников дохода. Как утверждают в Министерстве финансов, бюджет на следующую трехлетку сохраняет свою социальную направленность. На здравоохранение, образование, спорт и т. д. планируется направить порядка 62,7 % общих расходов краевого бюджета (см. диаграмму). Как отмечает Игорь Вагизов, в отдельных регионах доля затрат казны на социальную сферу в общей структуре расходов доходит до 70 %, что не характерно для пермской казны. На его взгляд, в регионе сформирован «не ярко выраженный социальный бюджет» и в целом затраты сбалансированы между направлениями.
В последующие годы бюджет планируется с дефицитом, однако с тенденцией его снижения (подробнее – см. табл. «Основные характеристики»). Исполнение взятых властями обязательств, как отмечает Ольга Антипина, возможно за счет привлечения кредитов банков в размере 6,1 млрд рублей. На этот раз «подушки безопасности», которая была сформирована накануне кризиса, нет. «Для краевого бюджета существует несколько вариантов покрытия дефицита. Минфин может сопоставить возможности на банковском и долговом рынках. По нашим оценкам, из этих вариантов наиболее предпочтителен последний инструмент», – считает г-н Вагизов. Как полагает г-н Белоусов, учитывая заложенные консервативные сценарные показатели, может возникнуть ситуация, при которой банковские займы не понадобятся вовсе. «Опыт показывает, что в 9 из 10 случаев планы по бюджетным доходам перевыполнены», – заключает эксперт.
Октябрь покажет. Бюджет на следующую трехлетку отдельные депутаты Заксобрания края назвали «бюджетом неразвития», «неамбициозным» и даже «стагнационным». По мнению парламентария Андрея Агишева, занижение сценарных показателей в результате приводит к получению незапланированных, сверхбюджетных доходов, которые могут быть непрозрачно распределены. В целом, по мнению собеседника «bc», по сравнению с бюджетами соседних регионов, показатели, влияющие на планирование доходов и, соответственно, расходов, занижены. «Бюджет прорывным не назовешь, – соглашается Игорь Вагизов. – Но и делать ставку на развитие с помощью бюджетных инвестиций нельзя».
Коллега г-на Агишева единоросс Виктор Кобелев не склонен драматизировать ситуацию. Он считает, что документ сырой, выводы о его содержании можно делать после второго чтения. «Бюджет должен быть реальным, а еще лучше – консервативным», – резюмирует дискуссию Ольга Антипина.