Оптовик звучит гордо

Ведущие представители малого бизнеса по-прежнему в основном сосредоточены в сфере оптовой торговли. Кризис серьезно изменил состав лидеров отрасли. Прибыль компаний, входящих в ТОП, за прошедший год сократилась в несколько раз.

См. таблицу ТОП-300 Рейтинг  малого предпринимательства по Пермскому краю за 2009 года здесь.

Весь край. Деятельность малого предпринимательства Пермского края в 2009 году проходила в атмосфере нарастания и укрепления системного кризиса как мировой, так и региональной экономики. Данное обстоятельство нашло отражение в финансово-экономических показателях его работы.

По сравнению с предыдущим годом выручка от реализации за 2009 год упала на 8 %, что объясняется общим снижением покупательной способности конечного потребителя. Уменьшение выручки и параллельное снижение прочих доходов привели к падению прибыли до налогообложения и чистой прибыли на 64 % и 73 % соответственно.

2009 год отметился увеличением активов предприятий малого бизнеса и ростом капитала и резервов на них. Так, за 2009 год внеоборотные активы увеличились на 10 %, оборотные – на 9 %, а капитал и резервы – на 5 %. Рост внеоборотных активов произошел в связи с увеличением основных средств на балансе предприятий и долгосрочных финансовых вложений. Оборотные активы выросли за счет увеличения на балансе предприятия запасов готовой продукции и незавершенного производства, а также роста дебиторской задолженности со сроком погашения до 12 месяцев и краткосрочных финвложений. Рост капитала и резервов объясняется увеличением суммарного уставного капитала малых предприятий Пермского края в большей степени, чем уменьшение их нераспределенной прибыли.

Средняя рентабельность продаж (прибыль от продаж/выручка) малого предпринимательства Пермского края составила 3,9 % и по сравнению с 2008 годом снизилась в 1,3 раза. Таким образом, каждый рубль, полученный представителями малого предпринимательства в 2009 году, приносит им 3,9 копейки прибыли. По сравнению с предыдущим годом с каждого рубля выручки не добирается 1,2 рубля прибыли от продаж. Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль /выручка) составила в 2009 году 0,8 %, что говорит о получении с каждой вырученной 1 тыс. рублей 8 рублей чистой прибыли. В 2008 году соответствующий показатель составлял 2,7 %. Потери чистой прибыли с каждой 1 тыс. рублей выручки в 2009 году составили 19 рублей (70 %).

В территориальном выражении об активности малого предпринимательства за 2009 год отметим его основную концентрацию в региональном центре – Перми. Так, на долю малых предприятий, расположенных в Перми, приходится 79 % выручки, 85 % прибыли от продаж, 74 % прибыли до налогообложения и 70 % чистой прибыли.

Только сильнейшие. ТОП крупнейших представителей малого предпринимательства Пермского края претерпел за этот год значительные изменения как качественного, так и количественного характера. Однако отметим, что подобное изменение ТОПа было продиктовано не только финансово-экономическими особенностями функционирования его представителей, но и изменениями законодательной базы. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 556 к микро- и малым предприятиям стоит относить компании с выручкой от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС, составившей соответственно 60 и 400 млн рублей.
Поэтому для корректного анализа динамики малого предпринимательства был использован ТОП-150 за все рассматриваемые периоды. При формировании ТОП-150 были выбраны предприятия, у которых выручка не превышает 400 млн рублей за 2008-й и 2009 годы.
Отметим, что ТОП-300 малых предприятий Пермского края составил 43 % от общей их выручки за 2009 год, 116 % от прибыли до налогообложения, 28 % внеоборотных активов, 32 % оборотных активов и 29 % капитала и резервов. ТОП-150 в свою очередь составляет 19 % от общей выручки малых предприятий Пермского края, 70 % прибыли до налого-обложения, 10 % внеоборотных активов и по 13 % оборотных активов и капитала с резервами соответственно.

Наиболее близким по характеру формирования ТОПа и внешнеэкономической обстановке к 2009 году является 2008 год, который стал началом системного кризиса. Поэтому сравнительный анализ по основным финансово-экономическим показателям функционирования компаний был проведен именно за 2008 – 2009 годы.
Как и в предыдущие годы, основополагающим показателем формирования рейтинга малого предпринимательства Пермского края за 2009 год стала выручка от реализации, которая уменьшилась за год на 17 % с 45 млрд рублей до 37,5 млрд рублей. При формировании рейтинга исходя из предела выручки в 400 млн рублей отметим небольшой шаг ее изменения в рамках ТОПа. Так разница между первым и последним представителем ТОП-150 за 2009 год составила всего 55 %.

Примечательно, что доля 20 крупнейших представителей рейтинга малого предпринимательства в 2009 году уменьшилась только на 8 % по сравнению с аналогичным показателем за 2008 год. В общей сумме оборотов ТОП-20 укрепил свои позиции ростом с 17 % до 19 %.
Отметим, что компании, составившие ТОП-20 сильнейших по выручке в 2009 году, на 90 % являются его «новичками», что характерно и для предыдущего года, когда 45 % участников ТОПа были представлены участниками, не фигурировавшими в рейтинге 2007 года. 9 предприятий из двадцатки в предыдущий год уже фигурировали в рейтинге 300 крупнейших представителей малого предпринимательства, однако только ООО «Универсалкомплект» и ООО «Бренд-Сервис» два года подряд занимали места в ТОП-20. Правда, первый опустился со 2-й на 6-ю позицию, потеряв 7 % оборотов, а второй с 7-й на 20-ю с потерей 18 % оборотов.

Что касается разнообразия видов экономической деятельности компаний, составляющих ТОП-150, отметим, что безоговорочное лидерство вот уже не первый год принадлежит сектору оптовой торговли, который в 2009 году занимает 51 % всего рейтинга. За ним следуют организации строительства (11 %), операций с недвижимостью (10 %), розничной торговли (4 %) и связи (3 %). По одному в ТОП-150 малых предприятий попали представители следующих секторов: научные исследования и разработки; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; рекламная деятельность; добыча полезных ископаемых; информационные технологии; архитектура и инженерно-техническое проектирование, а также представители обрабатывающих производств.
Организации оптовой торговли лидируют по выручке, оборотным активам и капиталу и резервам, составляя соответственно 51 %, 39 % и 29 % рейтинга. По доле прибыли до налогообложения в общей ее сумме лидерство занимают представители сектора связи (24 % рейтинга); по внеоборотным активам лидерство захватил сектор финансов (39 % рейтинга).

Оборотные активы представителей малого предпринимательства Пермского края в 2009 году, несмотря на падение выручки, увеличились на 11 % и составили 16 млрд рублей. Данное обстоятельство объясняется увеличением запасов, а также наращиванием дебиторской задолженности покупателей, которое является итогом уменьшения выручки и, как следствие, отсутствием наличных денежных средств на счетах организаций. Отметим, что ТОП-20 по оборотным активам за 2009 год увеличил их на 24 %, что объясняется видовой принадлежностью его представителей к отраслям оптовой торговли и операций с недвижимостью, для которых характерно наличие высокой дебиторской задолженности. Доля оборотных активов, приходящихся на ТОП-20, увеличилась с 39 % до 44 % за 2009 год.

Внеоборотные активы, как и в предыдущем году, имеют тенденцию к уменьшению по лидерам рейтинга. Так, за 2009 год внеоборотные активы уменьшились на 23 % по ТОП-150. Причем лидеры рейтинга по внеоборотным активам тоже снизили их количество на 23 %. Подобная ситуация объясняется изъятием долгосрочных финансовых вложений, значительным замедлением темпов приобретения нематериальных активов с целью вливания высвободившихся средств в текущую деятельность для сохранения нормального функционирования компаний. Примечательно, что доля внеоборотных активов, приходящихся на ТОП-20, осталась практически неизменной (89 % в 2009 году против 88 % в 2008-м). Лидерами по внеоборотным активам стали предприятия финансовой сферы и организации, занимающиеся операциями с недвижимостью (39 % и 14 % всех внеоборотных активов соответственно).

Сумма оборонных и внеоборотных активов малых предприятий Пермского края составила в 2009 году 22,5 млрд рублей. Доля оборотных активов в их общей сумме составила 73 %, что говорит о приоритете текущей деятельности по отношению к долгосрочным вложениям.
Прибыль до налогообложения, полученная 150 крупнейшими представителями малого предпринимательства Пермского края, по итогам 2009 года достигла 1,872 млрд рублей, что на 92 % выше уровня предыдущего года. ТОП-20 по прибыли до налогообложения также улучшил за 2009 год свои позиции, получив на 24 % больше прибыли, чем в 2008 году. Однако при этом ТОП-20 потерял за 2009 год 40 % в общей сумме прибыли по всем 150 представителям малого предпринимательства и составил 73 % от их суммарной прибыли. Наибольшую прибыль до налогообложения по итогам 2009 года удалось получить представителям сфер связи, оптовой торговли и операций с недвижимостью (24 %, 16 % и 15 % соответственно). Лидером по прибыли до налогообложения за 2009 год стало ОАО «КД ГРУПП», заработавшее 189 766 тыс. рублей.

Количество компаний, показавших отрицательный финансовый результат своей деятельности, сократилось с 30 в 2008 году до 19 в 2009 году. В относительных показателях подобное сокращение составило 74 % (с -706 953 тыс. рублей в 2008 году до -183 964 тыс. рублей в 2009 году). Наибольший убыток по результатам 2009 года получило ООО ТД «Пермский ДСК», размер которого составил 29 936 тыс. рублей, что на 78 % больше максимального убытка, показанного в 2008 году (-136 866 тыс. рублей ООО «Консалтинг-Сервис»).
Рентабельность продаж, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к выручке от продаж, за период с 2008-го по 2009 год увеличилась по ТОП-150 с 2 % до 5 %. Это означает, что в 2009 году с каждого рубля реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятия малого предпринимательства получали 5 копеек прибыли до налогообложения. Максимальной рентабельности в 70 % в 2009 году добилось ООО «Пермгазтехнология», занимающееся сдачей внаем собственного недвижимого имущества. Максимальной рентабельности в 2008 году добились предприятия, 85 % из которых находились за пределами ТОП-20 по выручке. В 2009 году этот показатель снизился до 70 %, однако до сих пор находится на высоком уровне. Из рейтинга ТОП-20 по выручке в 2009 году в рейтинг ТОП-20 по рентабельности попало 6 компаний: ООО «Либор» (финансы), ООО «Лучшая цена» (розничная торговля), ООО «Моторостроитель» (управление эксплуатацией жилого фонда), ЗАО «Полиэкс» (химическое производство), ООО «Комплексные ТелеСистемы» (связь), ООО «Расчетный центр-Урал» (связь).

В рамках ТОП-20 по рентабельности за 2009 год улучшить свои позиции удалось ЗАО «ПКП Адсорбер», занимающемуся научными исследованиями и разработками (с 20-го на 9-е место с ростом рентабельности на 8 %), и представителю строительной сферы – ООО «Пермское управление строительства» (с 16-го на 11-е место с ростом рентабельности на 3 %). Потеряв несколько пунктов, удержаться в двадцатке самых рентабельных предприятий малого предпринимательства удалось ЗАО «СП-Регион» (с 1-го на 5-е место, но с ростом рентабельности на 10 %); ООО «Насосы ППД» (с 3-го на 14-е место с потерей 12 % рентабельности); ООО «Стройпромкомплект» (с 8-го на 10-е место с потерей 3 % рентабельности).
Капитал и резервы ТОП-150 малого предпринимательства Пермского края, как и в предшествующий период, подверглись наименьшему изменению. Так, по итогам 2009 года данный показатель деятельности компаний увеличился всего на 4 % с 4,07 млрд рублей до 4,24 млрд рублей. Доля 20 крупнейших представителей рейтинга по данному показателю при этом уменьшилась на 15 % с 3,15 млрд рублей до 2,67 млрд рублей. Однако в общей сумме капитала и резервов доля ТОП-20 по-прежнему остается весьма весомой: 63 % всех капиталов и резервов приходится на 20 крупнейших предприятий малого предпринимательства Пермского края. Наибольшие капитал и резервы по итогам 2009 года удалось получить представителям оптовой торговли и сферы консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления (29 % и 16 % соответственно). Лидером по накопленному капиталу и резервам в 2009 году, как и по прибыли до налогообложения, стало ОАО «КД ГРУПП», данный показатель которого составил 614 344 тыс. рублей.
Количество предприятий, имеющих отрицательные значения капитала и резервов, в 2009 году сократилось до 12 единиц. Суммарные показатели улучшились в 3 раза по сравнению с 2008 годом (с -441 788 тыс. рублей до -144 764 тыс. рублей).

Таким образом, видно, что на деятельность малого предпринимательства в 2009 году большое влияние, как и годом ранее, оказывает нестабильная экономическая ситуация. Снижение внеоборотных активов по крупнейшим представителям малого предпринимательства Пермского края с параллельным увеличением оборонных и стагнацией капитала и резервов свидетельствуют о попытках передовых компаний удержать завоеванные ранее позиции на рынке. Как и ранее, лидирующие позиции остаются за представителями оптовой торговли. А вот представители сферы финансов, относящиеся к малому предпринимательству, не смогли удержать своих позиций. Правда, отметим, что часть из них в связи с новыми критериями отбора попали в разряд крупнейших предприятий. Оставшаяся же часть финансового сектора ведет себя иначе, чем остальные компании, и наращивает долю внеоборотных активов в балансе. Проблема классификации предприятий на малые и крупные в 2009 году стояла наиболее остро, в связи с чем в сравнительном анализе много оговорок. 2010 год должен расставить все по местам.

Справка «bc»
Выборка предприятий включает в себя предприятия, имеющие на конец 2009 года статус малого предприятия или микропредприятия и получившие по итогам 2009 года наибольшие суммы выручки от продажи среди малых предприятий Пермского края. Отнесение типа предприятия к объектам статистического наблюдения осуществляется по критериям отнесения организаций к cубъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Кроме того, Росстатом разработан «Алгоритм формирования и актуализации значений типов предприятий для объектов статистического наблюдения». В выборку попали предприятия, выручка которых за 2009 год превышает значения, определенные законодательством. Согласно п. 4 ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельное значение выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим». Поэтому этим предприятиям будет установлен тип, соответствующий предельным значениям, только с отчета за 2010 год.

МНЕНИЕ

Марат Биматов, министр развития предпринимательства и торговли Пермского края:
– Динамика показателей развития малых и средних предприятий по итогам 2009 года свидетельствует об увеличении количества предприятий, относимых к малым и средним, по сравнению с показателями предыдущего года.
Говоря о развитии предпринимательства, нельзя не сказать о значительном увеличении численности занятых в малом и среднем бизнесе. С 2007 года этот показатель вырос вдвое (с 13 до 25 %). Сегодня каждый четвертый житель Пермского края (среди представителей экономически активного населения) работает на малых и средних предприятиях. Иными словами, сегодня малый бизнес – значимый элемент экономики региона.
В целом динамика радует и свидетельствует об оздоровлении экономики. Но во многом эти показатели достигнуты за счет экстенсивного характера развития бизнеса – рывок произошел в докризисный 2007 год, когда темпы роста рынка были огромными. В кризис перед нами встала задача не потерять малый бизнес. Учитывая потребности рынка, основная часть мероприятий господдержки была направлена именно на начинающих предпринимателей – в том числе и на граждан, которые, потеряв работу, стали «микропредпринимателями», обеспечивая тем самым собственную занятость. В основном это заключалось в выдаче различного рода субсидий. И эти меры, безусловно, дали свои положительные результаты.
На сегодняшний день важной задачей является повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Для решения данного блока задач мероприятия поддержки направлены на защиту интеллектуальной собственности и изобретений, на повышение компетентности предпринимателей и их сотрудников, на развитие инновационных и экспортоориентированных компаний, на поддержку компаний-новаторов, работающих на новых, неосвоенных рынках. Впоследствии акценты будут смещаться от субсидий и грантов в сторону возвратных средств. Государственная поддержка в развитии предпринимательства должна заключаться, прежде всего, не в «раздаче денег», имеющей крайне краткосрочный эффект, а в расширении рынков сбыта и открытии новых ниш, при одновременном развитии финансовых институтов и инфраструктуры поддержки бизнеса, через которые будет осуществляться непосредственная поддержка.
На данный момент в Пермском крае зарегистрировано более 100 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в этой сфере, как уже отмечалось, занято более четверти экономически активного населения. Это свидетельствует о том, что влияние малого бизнеса на экономику региона становится все более значимым. Пользуясь существующими данными статистики, мы получаем информацию об отраслях, в которых задействован малый и средний бизнес, об основных показателях развития. Но часто требуется более детальная информация, важно отслеживать бизнес на разных этапах жизненного цикла, выявляя его потребности. Начиная с 2011 года регулярно, раз в пять лет, будут проводиться сплошные федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Результаты этих обследований дадут нам более широкий спектр информации о предприятиях края – в частности, информацию о хозяйственной деятельности, занятости, территориальном размещении бизнеса – и позволят вырабатывать эффективную политику в отношении бизнеса.