На сегодняшний день в Перми насчитывается более 150 компаний, которые предлагают услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей. При этом официальная статистика не учитывает довольно большое количество гаражей и мастеров, которые осуществляют свою деятельность без регистрации.
Условно рынок можно разделить на две части. Первая – это официальные дилеры, которые осуществляют продажу и сервисное обслуживание автомобилей. Их количество в Перми около 70. Вторую составляют частные автосервисы.
Общеизвестно, что спрос рождает предложение. Именно поэтому на первом месте в краевой столице предложения, связанные с ремонтом ходовой части автомобиля, его осуществляют практически все авторемонтные фирмы Перми. Кузовной ремонт также характерен для большинства автосервисов – такой вид работ осуществляет порядка 130 компаний. Наконец, третья строчка принадлежит ремонту бензиновых двигателей – его могут предложить более 100 сервисов.
Согласно мнению экспертов, опрошенных «bc», для некоторых видов авторемонтных услуг характерно отмирание. Так, в связи с общим улучшением качества металла и увеличением числа иномарок практически сошли на нет предложения антикоррозийной обработки кузова машин. По данным справочной системы «Дубль-ГИС», такой вид деятельности в Перми сегодня осуществляет всего 3 компании.
Довольно проблематично в Перми с ремонтом автостекол – его предлагает 28 автосервисов, и обслуживанием автоматических коробок переключения передач (порядка 30 компаний). Не везде предлагают автолюбителям и установку развал-схождения машины, а также ремонт электросистем (подробнее – см. диаграмму «Структура предложений рынка авторемонта в Перми»).
Задний ход. Согласно данным Пермьстата, в 2009 году оборот организаций, которые занимаются торговлей автотранспортными средствами, их техническим обслуживанием и ремонтом, сократился по сравнению с 2008 годом более чем в 2 раза и составил 22,5 млрд рублей. Тем не менее владельцы частных автосервисов уверяют, что кризиса практически не заметили.
По словам управляющего автосервисом «Кэнси-CAR» Сергея Вавщука, кризисные явления практически не сказались на авторемонте. «Единственное, что у нас среди клиентов стало больше владельцев достаточно дорогих и относительно молодых автомобилей. Видимо, часть автолюбителей просто сбежала от официальных дилеров», – поделился г-н Вавщук. Похожую тенденцию отмечает и директор открытого еще в 1988 году автосервиса «Спутник» Алексей Лесенчук: «Кризис мы ощутили только в том плане, что при работе с предприятиями, в том числе и государственными, возникали определенные задержки по оплате. Можно также говорить о тенденции, характерной еще для первого кризиса, когда клиенты предпочитают восстанавливать детали, а не ставить новые. Особенно это касается владельцев иномарок. Кроме того, наблюдается отток новых автомобилей от официальных дилеров в частные автоцентры для прохождения ТО, так как оно у нас дешевле».
Сами официальные дилеры если не подтверждают такую тенденцию, то и не опровергают ее. Как рассказали «bc» в автоцентре Honda (ООО «ЭКСП»), кризис на деятельности компании сказался довольно серьезно: «Упали продажи, сократилось производство автомобилей, соответственно, их количество уменьшилось у дилеров. Все это не могло не отразиться на работе автосервиса, а главное – на объемах работ. Несколько изменилась и его специализация: помимо автомобилей марки «Хонда» в период кризиса приходилось обслуживать любые марки автомобилей, кроме отечественных». С другой стороны, меньше всего от кризиса пострадали именно сервисные подразделения дилеров. По словам финансового директора ООО «Автоцентр МАЗ» Владимира Покумина, «сейчас без автосервиса практически не обойтись: на всех основных системах автомобиля установлено компьютерное управление, а это в гараже не отрегулировать. Нужна специальная техника и соответствующая квалификация рабочих».
На смотровую яму. Открытие частного автосервиса не является очень затратным. Как отмечает г-н Вавщук, стартовые инвестиции в «Кэнси-CAR», который располагается в Полазне, составили порядка 2 млн рублей. «По меркам современного бизнеса было вложено, наверное, не очень много. Но здесь было здание, и требовалась только его реконструкция. Автосервис успешно работает уже на протяжении пяти лет», – поделился с «bc» г-н Вавщук. Другие опрошенные «bc» эксперты отмечают, что в год содержание здания и оборудования обходится довольно крупному частному автосервису примерно в 1 млн рублей. При этом возможны еще дополнительные затраты, связанные с получением экологического паспорта, лицензированием и сертификацией. По словам г-на Лесенчука, у автосервиса есть определенный поток клиентов, с которым он справляется. «Ведь выше головы не прыгнешь, у слесаря две руки и четырех не будет. Большая часть оборудования в «Спутнике» сделана своими руками, так как мы рассчитаны на определенный сегмент рынка и у нас нет возможности отложить средства на приобретение какого-то шикарного оборудования. Так, после 22 лет работы у компании нет складских помещений. Зато есть два снабженца, которые приобретают и доставляют необходимые детали», – рассказывает г-н Лесенчук.
При этом поток клиентов, которые обращаются за услугами в сервисные центры, довольно большой. Согласно официальным данным автоцентра Honda, в месяц в компанию для прохождения технического обслуживания, ремонта различных узлов, агрегатов и кузовов обращается около тысячи человек.
Рублем и именем. Методы завоевания клиента также разные. Помочь может узкая специализация, как, например, у «Кэнси-CAR», которая занимается ремонтом и обслуживанием японских и корейских брендов. «Я занимаюсь ремонтом автомобильного транспорта с 1987 года, а с японскими машинами соприкоснулся в 1992–1993 годах и постепенно полностью перешел на него. Когда рухнул железный занавес, в нашу страну хлынул поток подержанных иномарок. Изначально это были немцы, но их комплектация в целом была довольно бедной. А душа хотела кнопочек, электроприводов, кондиционеров и так далее. Приятель случайно приобрел «Тойоту» 1985 года, и она меня просто потрясла. Там были стеклоподъемники, дистанционная регулировка зеркал, климат-контроль. Немецкие машины с такой комплектацией стоили очень дорого. Потом появилась японская машина в Полазне – в ней был даже мини-холодильник. Сейчас к нам едут из Перми, Соликамска, Березников, Добрянки. Раньше на севере края с авторемонтом иномарок было совсем плохо, сейчас там, видимо, есть какие-то улучшения. Конкуренцию на себе я не ощущаю. В 25 километрах от нас, в Добрянке, большое количество автосервисов. Однако конкуренция с их стороны минимальна, или ее нет совсем», – делится г-н Вавщук.
Другой подход – это обслуживание всех брендов. «Мы работаем со всеми марками. Я всегда исходил из того, что клиент едет туда, где лучше, поэтому к новым открывающимся автосервисам я отношусь достаточно спокойно. Мне кажется, что если у автосервиса есть имя и репутация, в него все равно приедут», – резюмирует г-н Лесенчук.
В свою очередь официальные дилеры оценивают конкуренцию в сфере автосервиса как острую. «Кроме официальных дилеров со своими сервисами есть огромное количество маленьких сервисов, гаражей, мастеров. Поэтому побеждают те, кто предлагает качественный, недорогой и сделанный в установленные сроки ремонт», – рассказали корреспонденту «bc» в одном из дилерских центров Перми.
В продвижении частных автосервисов не последнюю роль играет «сарафанное радио» и правило, что если сделать хорошо, то клиент расскажет еще трем людям, а если плохо, то семи. «Если бы была нужда в рекламе, то жизнь бы заставила вкладывать в нее деньги, время и силы», – рассуждает один из экспертов «bc».
Официальные дилеры, наоборот, стараются максимально привлечь клиентов различными акциями, такими как «эконом ТО», скидками на обслуживание автомобилей старше 3-х лет и рядом других. «Главный метод продвижения услуг автосервиса – это выявление потребностей непосредственно у клиентов. Зная, что хочет наш клиент, мы можем скорректировать свои действия и предложить необходимый вариант решения проблемы. Также постоянное обучение специалистов, использование новых технологий помогает нам в продвижении бизнеса», – рассказали корреспонденту «bc» в автоцентре Honda.
Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром Юрия Левады, среди автодилеров в 5 городах России наибольшее количество поломок в период гарантийного обслуживания приходится на бренды «Лады». Например, практически у каждой десятой «Лады» возникают проблемы с подвеской по сравнению с 3–6 автомобилями из 100 недорогих иномарок. После окончания гарантийного срока у каждой десятой «Лады» ломается электроусилитель руля, у каждой пятой – проблемы с подвеской, почти у каждой десятой – проблемы с двигателем. Тем не менее стоимость ТО у отечественных автомобилей почти на 30 % ниже, нежели у недорогих иномарок.
Для автолюбителей решающей остается цена на те или иные услуги автосервиса. У большинства пермских автоцентров, которые занимаются продажей и обслуживанием автомобилей, она складывается из количества потребных трудозатрат в нормо-часах и стоимости единицы трудозатрат, которые определяются конкретно заводом – изготовителем марки автомобиля и размещаются в специальных справочниках трудоемкости работ и комплексов операций по разборке-сборке при выполнении ремонта. Частные автосервисы идут несколько иным путем: ценовая политика складывается на протяжении ряда лет и во многом зависит от конкретной марки автомобиля. Кроме того, они не пренебрегают так называемыми аналогами там, где это возможно. Официальные дилеры предпочитают устанавливать на машины оригинальные запчасти, цена на которые в 1,5–2 раза выше, нежели на аналоговые. Это касается, например, топливных, салонных и масляных фильтров. В целом стоимость работ в частном автосервисе получается ниже, нежели у официальных дилеров.
Крепче за клиента. Один из пунктов, в котором сходятся и официальные дилеры, и частные автосервисы, – это отношение к клиенту. «Я придерживаюсь политики, что клиент всегда прав. Хотя, как показывает практика, в 80 % случаев все как раз наоборот. Мне кажется, что если вопрос стоит из-за, скажем, 300–500 рублей, то мне проще уступить клиенту, чем вступать с ним в спор», – поделился с «bc» г-н Лесенчук. Немаловажным условием успешного существования на данном рынке является и коллектив автосервиса: «Необходимо постоянно работать с коллективом, не расслабляясь никогда. Если ты собрал людей, вроде бы нормальных и адекватных, это не значит, что можно приезжать по вечерам и забирать выручку», – отмечает г-н Вавщук.
Тем не менее большинство опрошенных «bc» экспертов сходятся во мнении, что в сфере ремонта автотранспорта на законодательном уровне еще не создано условий для нормального цивилизованного развития рынка. «Хотелось бы, чтобы требования к автосервисам были жестче, так как есть некие люди, которые не платят налоги и оказывают услуги довольно сомнительного качества», – отметил в беседе с «bc» один из руководителей частного автосервиса. «Придя в этот бизнес, надо гореть на работе. То есть не просто хотеть «нарубить денег», а надо их зарабатывать, оказывая клиентам услуги максимально адекватно по соотношению цена – качество», – резюмирует эксперт.