В выставочном центре «Пермская ярмарка» в очередной раз прошел антикварный салон. Вроде все как обычно, разве что цены подскочили. Для примера, европейский капсульный пистолет ХIХ века тянет на 62 тыс. рублей, удостоверение русского ополченца времен Первой мировой войны стоит «всего-навсего» 9 тыс. рублей. Жестяной кубок с пейзажами советского Ленинграда продавцы оценили в 10 тыс., а за не самый изящный бронзовый французский (ли?) подсвечник девятнадцатого столетия просят 100 тыс. К «рядовому» тульскому самовару царских времен прикреплен ценник – 30 тыс. Специалисты разводят руками, что делать, ведь, как правило, покупки делают люди состоятельные, им кризис не помеха. Или собиратели-фанатики, которых ничего не остановит. По мнению сведущих людей, цены на антиквариат в Перми за год выросли в среднем процентов на 10–15.
Но помимо витка цен нынешний салон имел ряд любопытных особенностей. Начнем с того, что помимо дилеров из Перми, Москвы, Петербурга, Екатеринбурга живейшее участие в нем приняли рядовые коллекционеры. Расположившись на втором этаже павильона, они устроили оживленный торг. Впрочем, были и обмен мнениями, и просто демонстрация удачных находок и приобретений. Многие наконец-то «вышли из тени», а это не простое решение для тех, кто не забыл советские времена, когда купля-продажа серебряных монет грозила статьей УК, для тех, кто помнит «наезды» грабителей и вымогателей в лихие 90-е годы и даже позже!
Кроме того, на этот раз были представлены любопытнейшие коллекции и раритеты. Гости из Челябинской области, из Озерска порадовали каслинским литьем, собрание впечатляющее, наши земляки – коллекцией упаковки. Занимательное это дело – разглядывать коробочки, в которые укладывали кондитерские изделия и аптечную продукцию, чай и кофе. Можно изучать художественные вкусы россиян, живших и в дореволюционные времена, и, скажем, в годы хрущевской оттепели. Вкусы «командиров производства», художников и потребителей. Да что бы там ни говорили – с мнением последних приходилось считаться и в советские времена. Иная коробочка становилась символом достатка или, допустим, принадлежности к богеме.
Еще один пермский антикварный салон представил широкий выбор французских «безделиц» былых времен, самых разных. Наконец, на этот раз, на «Пермской ярмарке» появились стенды музеев, прелюбопытнейшие: музея истории связи, музея пермской нефти, Нытвенского музея ложки, список можно продолжить. Здесь, разумеется, ничего не продавалось, но какое удовольствие для ценителей прошлого просто посмотреть на уникальные вещи и приборы!
Во все времена в рядах собирателей заметное место занимали политики и предприниматели, известные граждане. Пермь не исключение. Глава рекламного агентства «Кучер» Григорий Куранов известен как обладатель одной из лучших в Европе коллекций пивной атрибутики, пробок, наклеек с бутылок и так далее. Но этим его интересы не исчерпываются! Григорий Владимирович представил в салоне выставку фарфора, причем собирает он только парные композиции. Два оленя, два медведя и так далее, каждой твари по паре. Депутат Государственной Думы Андрей Климов коллекционирует погремушки и колокольчики. Всех времен и народов. Собрал уже прилично. Свою коллекцию, вернее, ее часть, депутат представил на салоне.
Разумеется, некоторые известные граждане были замечены и в качестве посетителей, а может быть, и покупателей. Известный бизнесмен пришел присмотреть старинную бронзу, судовладелец признался: жена обожает старинные сундуки и шкафы. Пермяк, чье имя на слуху у любителей спорта, направился к меломанам, присмотреть «винил». Диски ведь снова в моде, а вернее, дело не только в моде, не только в выгодном вложении капитала, а и в ностальгии. Что же еще заставляет людей вдруг покупать не только пластинки, но и советские значки, бюсты Ленина или Иосифа Виссарионовича? Пополнять племя коллекционеров? Правда оговоримся, коллекционеров, а не обладателей настоящего антиквариата. Последнее – удел граждан, удачливых в бинесе, не иначе. К слову, в Перми можно купить и вещицу фирмы «Фаберже». Не рядовую, но и не занесенную в каталоги. Всего-то за 30 тыс. условных единиц.