Московский архив нового искусства был передан Перми в дар Сергеем Гордеевым. По словам организаторов, выставка «Московский романтический концептуализм» представляет докоммерческий, малоизученный период творчества столичных концептуалистов. А романтическое время их герметичного творчества и тайных трудов пермякам предлагают изучать с помощью газет тридцатилетней давности, любительских черно-белых фотографий, пожелтевших бумажечек, записок, пипифакса и сморщенных половинок фасоли на поеденном молью бархате шкатулок…
МАНИ был задуман в конце 1980 года Андреем Монастырским и Львом Рубенштейном. Кроме работ самих отцов-основателей на сегодняшний день архив включает в себя работы группы «Коллективные действия», Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Сергея Ануфриева, Павла Пеперштейна, Игоря Макаревича, Дмитрия Пригова и Ильи Кабакова. Как пояснила научный консультант выставки Елена Куприна-Ляхович, все предметы экспозиции можно разделить на две группы: интеллектуальные авторские произведения и объекты коллективной деятельности.
Историю появления на свет объединения раскрыл музыкант Сергей Летов, который так проникся идеями концептуалистов, что решил изменить музыке и оставить свой след в истории современного искусства. По его словам, когда-то среди сочувствующих «демократическому психозу» (выражение Монастырского) можно было наблюдать и писателя Владимира Сорокина. Пермякам Летов представил перформанс «Архив МАНИ онлайн и не только», содержащий четыре тысячи страниц.
«Грандиозный парадокс этой выставки в том, что она принадлежит периоду, когда искусство было абсолютно бескорыстно, – рассказывает автор перформанса. – Тогда как современные произведения творятся сразу с прицелом на коммерцию, на конкретные биеннале, чтобы создать для себя сытую и богатую жизнь. Зато художники МАНИ совершенно ничего не предпринимали, чтобы их работы когда-либо были выставлены. Власти делали вид, что никакого нового искусства не существует. Художники не сопротивлялись, памятуя о злополучной «бульдозерной» выставке. Но потихоньку музеефицировали свое творчество, собирая в папочки домашние архивы. Инициативу проявил Монастырский, в то время работающий в Литературном музее. Первая папка появилась в 1981-м. Каждый участник папок, изготавливающихся в пяти экземплярах, имел право вложить в них любой материал – фото, текст, рисунок. Сначала было пять папок, потом – десять. Чуть позже особо крупные произведения стали вывозить на загородную дачу. Все закончилось в 91-м: после аукциона Сотбис наступил конец московского бескорыстного концептуального братства.
Кураторы проекта убеждены, что выставка «Московский романтический концептуализм» дает возможность познакомиться с уникальной ситуацией, которая существовала в современном искусстве буквально тридцать лет назад.
Еще одна новая выставка носит название «Выбор народа». Проект в 1995 году придумали Виталий Комар и Александр Меламид. На основании соцопроса жителей города или страны они рисовали две картины: самую желанную и самую нежеланную. В результате выяснилось, что представителям самых разных народов (за исключением почему-то голландцев) больше всего нравятся позитивные, жизнеутверждающие зелено-голубые пейзажи с фигурами людей и животных. Столь же единодушно все народы терпеть не могут абстракции. В музее PERMM можно увидеть выбор Перми и Питера. Но если в Санкт-Петербурге любят пейзажи и водные стихии без присутствия на полотне людей (дикие животные – на втором месте по привлекательности, поэтому на картине возникла лошадь в красной попоне), то «свирепые уральцы» (вывод художника) обожают детей, медведей и шумные компании на природе. В итоге свет увидел шедевр со знакомым до боли лесным пейзажем, копнами сена на заднем плане. А по проселочной дороге пылят тарантасы, запряженные… медведями, в которых нарядно одетые семейства радостно едут предаваться сибаритству на лоне природы. А абстракции, которыми славится PERMM, пермяки действительно не жалуют!..