В январе 2011 года прошли празднования, посвященные 10-летию создания Армянского культурного центра Перми и Пермского края. Но история присутствия общины на территории Прикамья насчитывает несколько веков. Одно это свидетельствует о том, что армянская диаспора в городе – одна из самых значимых как в количественном, так и в содержательном смысле.
История внутри истории. Армяне имеют на пермской земле крепкие исторические корни. Представители армянских династий появляются в Пермском крае в конце XVIII века. Строгановы, основатели местной горнозаводской цивилизации, в это время начинают испытывать определенные трудности с управлением подвластной им огромной территорией. Иван Лазарев, потомок древней армянской династии Лазарянов, пожалованный Екатериной II в российские дворяне за выдающиеся заслуги, в том числе за развитие мануфактурного производства, в 1778 году выкупает крупнейший в России Чермозский железомедный завод с частью cтрогановских земель. Благодаря династии Лазаревых ряд других крупнейших прикамских заводов получили второе рождение и стали процветать.
Нынешняя история общины в основном связана с Армянским культурным центром, вокруг которого происходит сплочение большинства граждан Армении в Перми. Бессменным руководителем центра является Вагаршак Сарксян, член совета директоров ОАО «Мотовилихинские заводы».
Миссия выполнима. Главной миссией центра его председатель называет своеобразный двусторонний информационный обмен. «Армянский культурный центр делает все, чтобы армяне, живущие в Перми, чувствовали себя комфортно и при этом жили по местным правилам. И с другой стороны, чтобы жителя края, какой бы национальности они ни были, знали как можно больше о нашей культуре и традициях и воспринимали армян адекватно и правильно, – на этом должно быть основано наше сосуществование на территории Пермского края», – рассказал собеседник «bc».
Вагаршак Сарксян, безусловно, признает наличие у армян богатой «пермской» истории. «Согласно исследованиям Армянского культурного центра, в следующем, 2012 году исполнится триста лет присутствия армянской диаспоры на пермской земле. Независимо от количества (на данный момент в крае проживает около 46 тысяч армян) они всегда «делегировали» сюда ярких личностей и представителей, которые не просто вносили свою лепту в развитие края, но порой становились его визитной карточкой. Самый напрашивающийся пример – это композитор Арам Хачатурян, эвакуированный в Пермь во время Великой Отечественной войны вместе с Ленинградским театром оперы и балета», – сообщил г-н Сарксян.
Обретение призвания. Другой пермский армянин – Армен Гарслян, председатель совета директоров АО «Метафракс», заметил, что диаспора только начинает формироваться. «И ее роль на данном этапе – интегрировать армян в общество, частью которого они являются», – резюмировал он.
Фактом можно считать то, что армяне стали органичной частью пермской бизнес-элиты. Собеседники «bc» находят этому ряд объяснений. «Люди бизнеса ценят комфортные и спокойные условия. В этом смысле армян можно считать показателем того, что Пермь – инвестиционно выгодный и «удобный» для деловой активности регион. Если бы все было иначе, то сюда не приезжали бы с намерением открыть свое дело и обосноваться на этой земле», – сообщил Вагаршак Сарксян.
Армен Гарслян:
– У каждой национальности имеется своя специфика и, соответственно, типичные для нее занятия. Испокон веков Армения была славна своими строителями, камнетесами, ювелирами. Ситуация Перми применима и к другим городам России, где армяне заведуют строительными конторами, банками, аудиторскими компаниями и прочими бизнес-структурами. В Москве много армян-бизнесменов занимается строительством дорог. И не только в Москве, но и в Перми. И не только строительством дорог. Не нужно ходить далеко за историческим примером: дворец султана в Стамбуле тоже строили армяне.
Свой вклад в экономику края армяне, по словам экспертов, делают в основном посредством строительства – автодорожного и жилищного. В качестве примеров обычно приводятся фамилии Геворга Арутюняна, руководителя ООО «АГЛ-Дорстройинвест», и Амазаспа Абрамяна, директора ООО «Евродорстрой».
Армянское лобби. Армен Гарслян обозначил важную черту армянской диаспоры в Перми: любой армянин, сумевший укрепиться здесь, не стесняется пропагандировать регион среди своих соотечественников как территорию для самореализации. «Мы пытаемся «рекламировать» Пермь всеми возможными способами и привлекать к сотрудничеству полноценных и деятельных специалистов. Наша задача – заразить их своим примером и доказать, что Пермь действительно потенциально перспективная площадка, – убежден Армен Гарслян. – Прежде всего, мы пропагандируем Пермь в кругах своих родственников и знакомых. Когда они прибывают в Пермь и не обманываются в своих надеждах, они привлекают сюда своих знакомых и так далее. Но не потому, что они армяне, а потому, что они бизнесмены, сумевшие найти свою нишу и разглядевшие потенциал территории края».
Армянская диаспора, согласно ее официальным документам и уставу, преследует несколько целей на территории Пермского края. Самые важные из них – это поддержка армянской воскресной школы, строительство Армянской Апостольской церкви, сотрудничество с другими национальными организациями.
Запевает молодежь. Жасмена Айрапетян, директор армянской школы имени Месропа Маштона, рассказала, что основная цель возглавляемого ей учебного заведения – сохранение и изучение родного языка, гармоничное формирование представлений о национальной культуре, исторической памяти армянского народа через реализацию образовательных программ в области армянской культуры.
Схожие цели преследует молодежный комитет Центра армянской культуры. Созданный в 2005 году, комитет, в частности, занимается тем, что в порядке взаимодействия с Министерством Диаспоры Республики Армения ежегодно участвует в молодежной программе «Ари Тун» (с армянского языка название примерно переводится как «возвращайся»). «Ребята, проживающие в Перми, отправляются на Родину, чтобы ознакомиться с ее достопримечательностями, культурными достижениями, историческими памятниками. По идее такие массовые экскурсии должны подвигнуть молодежь к тому, чтобы вернуться в Армению, правда, увы, возвращаются немногие. Но еще одна задача все-таки выполняется: армяне, как и полагается, становятся носителями знания о своих исторических корнях», – поведала Жасмена Айрапетян.
Все мероприятия Центра армянской культуры открыты для прессы и общественности. Армен Гарслян объясняет это следующим образом: «Мы не преследуем цель создать в России свою историю – она у нас и так есть. Есть выдающиеся личности, достопримечательности, события – с этим и пытаемся ознакомить пермяков. Мы действительно хотим, чтобы о нас знали больше».