Операции по пересадке сердца делаются специально обученными роботами практически без участия человека. Ученые сделали первый шаг в деле освоения еще недавно казавшейся заунывной фантастикой телепортации. Простой человек тоже не остается в стороне от технического прогресса, а точнее, революции и активно пожинает ее самые свежие плоды. И если еще полстолетия назад, например, фотография была уделом избранных мастеров и представляла собой нечто ультрасовременное и недоступное для массового пользователя, то сейчас она превратилась в занятие для всех и каждого, элемент повседневного досуга и просто жизни.
Больше того, у некоторых это увлечение становится настоящей страстью, которой они посвящают все свободное и не только свободное время – и фоткают, фоткают, фоткают: город, дома, небо, отражение солнца в лужах, своих знакомых, знакомых своих знакомых, домашних животных, реки, мосты, виды из окна рейсового автобуса, причаливающие и отчаливающие корабли. Жадный до эффектного ракурса объектив они направляют на все, что движется и пребывает в состоянии покоя, – так происходит их творческое становление, и речь уже не идет о хобби. «Вконтакте» появляется альбом «My photos», в предисловии к которому автор просит оставлять свои комментарии и всячески обсуждать работы (правда, на критику он или она смертельно обижается и до последнего отстаивает свою позицию, оперируя доводами наподобие «я так вижу» и «не в плохом освещении дело»), затем приобретается более или менее сносная камера, и фотограф считает необходимым уведомить окружающих о том, что он предоставляет соответствующие услуги: «съемка свадеб, корпоративных праздников и прочих торжеств, качественно и за разумные деньги».
Есть и еще один тип фотолюбителей, которые настолько самовлюбленны, что снимают исключительно самих себя – видимо, потому, что снимать их больше некому.
Профанация искусства светотени таким образом достигает своего пика, а искусство перестает быть искусством и приобретает черты графомании, фото ради фото, поточного производства.
И ведь не зря какой-то мыслитель говорил, что фотография – это убийство. Запечатлевая, например, природу своего края, человек пытается облечь ее в оковы статики, сделать ее красоту постоянной, а не преходящей и уходящей – и потому мертвой. В этой связи кажется очень символичным двойное значение английского слова «shoot» – стрелять и снимать. И каждый щелчок затвора фотоаппарата – своеобразный выстрел. И каждая модель, позирующая на фоне заката – жертва.
Однако не будем столь категоричны. Быть может, не всем дано писать книги или музыку, играть в театре или кино, для таких фотография – единственный способ доказать свою творческую дееспособность. Они не хотят копать слишком глубоко, да и мы не будем, ведь нельзя же обойтись без фотоаппарата во время вылазки, скажем, на Байкал или во время новогодних праздников. Ибо потом никому не докажешь, как клево там было.