16 марта на пленарном заседании, посвященном этапам реформирования ЖКХ регионов, одним из центральных событий стал доклад Сергея Богуславского, заместителя руководителя Дивизиона ЗАО «КЭС» «Генерация Урала» по теплоснабжению. Он рассказал об основных векторах реализации закона «Об энергоэффективности» в части теплоснабжения. Свое сообщение г-н Богуславский предварил тем, что напомнил: главный потенциал энергосбережения находится именно в потребительской сфере. «Если на уровне производства мы можем сэкономить около 5 % ресурсов, а на передаче – порядка 8 %, то на потреблении – по меньшей мере половину, – заявил Сергей Богуславский.
Что касается потребления теплоэнергии в жилых домах, то на этот сектор, по оценкам специалистов, приходится 80 % потенциала энергосбережения. Очевидно, что не вся мощность, поставляемая ресурсоснабжающими организациями, востребована потребителями. В связи с этим Сергей Богуславский рассказал об инициативе внедрения двухставочного тарифа. «25 % поставляемой нагрузки бесхозны. В настоящее время потребитель не следит за этими показателями, тогда как он должен относиться к нагрузке как к величине, которую ему предстоит оплатить, и, соответственно, он будет заинтересован в ее корректировке и снижении». Новую систему можно сравнить с платежами за пользование телефонной связью, когда первая часть оплачиваемой суммы – ежемесячная плата за подключенный номер, а вторая – стоимость фактических разговоров.
В двухставочном тарифе постоянная составляющая – это плата за присоединенную нагрузку, будет взиматься в течение всего года равными долями. Эта часть затрат связана с необходимостью поддержания в рабочем состоянии источников тепловой энергии, сетей и теплопотребляющих установок. Переменная составляющая представляет собой сумму, начисляемую по факту потребления. Основную долю здесь составляют расходы на топливо, электроэнергию и воду, необходимые для генерации и транспортировки полезной теплоэнергии. При внедрении двухставочного тарифа затраты формируются под реальную потребность в тепловой энергии (переменная часть), и потребитель ничего не переплачивает.
В дальнейшем, по мнению Сергея Богуславского, это подвигнет потребителя к установке приборов учета, что обеспечит еще более ощутимую экономию. Но на данный момент процесс тормозится жителями домов и управляющими компаниями, то есть теми, на благо кого и работают намечаемые перемены.
«Выверенная тепловая нагрузка и приборы учета – вот главные условия отсутствия любых разногласий между потребителем и поставщиком», – уверен Сергей Богуславский.
На межрегиональном форуме также состоялся круглый стол на тему «Реализация мероприятий по исполнению закона об энергоэффективности. Практические инструменты», в рамках которого с докладом выступил Артем Голобоков, исполнительный директор ООО «Пермская сетевая компания» (единый теплосбытовой оператор ЗАО «КЭС» в Пермском крае). Если Сергей Богуславский говорил о стратегии перехода на новое тарифное регулирование, то Артем Голобоков рассказал о конкретных инструментах бережливого потребления энергии.
Прежде всего, г-н Голобоков указал на проблемные места в сфере ЖКХ Перми и Пермского края, в частности 70 %-ный износ систем коммунальной инфраструктуры и недостаточное «оприборивание» населения. При этом, как заметил Артем Голобоков, ни одна из сторон не предпринимает никаких решительных действий: «Управляющие компании «не хотят», власть «не может заставить». Я бы сказал, что прогнозы очень неутешительные».
Был предложен выход из сложившейся ситуации. Точнее, несколько выходов, которые Артем Голобоков назвал методами «кнута и пряника». Первый включает в себя модернизацию договорных отношений с управляющими компаниями и потребителями. Ее цель – заставить потребителя задаться вопросом: насколько ему необходимы изначальные мощности на энергетическом балансе и не может ли он обойтись меньшими объемами?
Метод пряника главным образом подразумевает реализацию энергосервисных контрактов. В их основе – разработанный специалистами ПСК так называемый «Инновационный калькулятор». Снижение затрат и получение реальной экономии будет достигаться благодаря проведению энергосервисных мероприятий, достаточно технологичных и работающих за счет окупаемости. В том числе предусматривается установка в домах индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), регулирующих качество тепло- и горячего водоснабжения. При этом разовые вложения для их реализации обеспечит соответствующая ресурсоснабжающая организация.
«В итоге потребитель получает ряд очевидных выгод: снижение потребления энергоресурсов и ежемесячную экономию, переход нового оборудования во владение собственников многоквартирного дома и отсутствие роста квартплаты при росте качества коммунальных услуг», – резюмировал Артем Голобоков.
В целом по итогам форума была обозначена готовность энергетиков переходить к реальным мерам по реализации государственной политики энергосбережения. Многое в этом процессе будет зависеть от управляющих компаний, а также самих потребителей.