30 марта состоялось собрание директоров туристических фирм города Перми, организованное Пермской туристической гильдией. Мероприятие, рассчитанное на сто человек, привлекло под свою крышу минимум в два раза больше – одно это говорило о том, что собравшимся есть что обсудить.
Тонкие места сложившегося положения в своем выступлении, ставшем для собрания одним из ключевых, описал Михаил Краснов, руководитель фирмы «Краснов». Условно, по его мнению, можно говорить о внешних и внутренних факторах. К первым относятся проблемы в пунктах назначения: политические коллапсы в Тунисе, Иордании и Египте, теракт в Домодедово, экологическая катастрофа в Японии. Ко вторым – отмена в 2007 году лицензирования турфирм, как результат – массовый приток новичков и падение доверия к туристическому бизнесу. Ко всему этому добавляются неисчислимые судебные разбирательства клиентов с турфирмами и турфирм с тур-операторами.
Михаил Краснов:
– Ситуация кажется мне чрезвычайно сложной. А ведь клиент всегда прав и защищен законом. Он, к примеру, легко может прийти в одну турфирму, подобрать себе тур, а заказать его там, где ему предложат максимально дешево. Получается, что труд какого-нибудь менеджера совершенно не уважается ни клиентом, ни законом. Кстати говоря, например, в США практикуется оплата подбора тура. (И это не символическая цена – с клиента берут примерно 400 долларов.) Нужно упомянуть и абсолютную безнаказанность недобросовестных дельцов на рынке. Фирмы-однодневки возникают и пропадают целыми пачками, а в проигрыше остаются постоянные игроки отрасли – те, у кого эти дельцы сумели увести клиентуру.
Михаил Краснов также затронул тему необоснованных скидок, которые часто выступают одним из козырей в деле привлечения потенциального покупателя тура. «Проверенные временем туристические фирмы никогда не дадут скидку больше 7 % – все понимают, что иначе это невыгодно и, как следствие, опасно. Когда же речь заходит о скидках более 10 % (а мне приходилось сталкиваться с 50-процентным дисконтом), предельно ясно: здесь что-то не так».
Для того чтобы осадить подобных «скидочников», Михаил Краснов предложил поставить на поток дело налоговых и прочих проверок.
Эстафетную палочку подхватила Жанна Гареева, директор туристической компании «Виктория». «Беда еще и в том, что в нашей отрасли нет запрета на профессию. То есть предприниматель, который однажды обманул клиентов, смог извлечь из этого выгоду, а затем был пойман с поличным, легко может через некоторое время вернуться в дело, чтобы обманывать вновь и зарабатывать деньги нечестным путем», – пожаловалась г-жа Гареева.
Далее Жанна Гареева привела ужаснувшую всех статистику: Пермь находится на третьем месте по динамике возникновения новых туристических агентств в России. На данный момент, по подсчетам сотрудников «Виктории», в Перми обосновалось около четырехсот туристических фирм, при этом лишь половина из них зарегистрированы: «Также отмечается рост числа спланированных или вынужденных уходов с рынка. Часть компаний не выдерживает конкуренции, другие заявляются с конкретной коммерческой целью и, достигнув ее, сворачивают свою деятельность. Чаще всего речь идет о недобросовестных конторах».
Проблему демпинга Жанна Гареева также назвала одной из центральных. В качестве меры по борьбе со «скидочниками» директор фирмы «Виктория» предложила установить единый для всех порог скидки – 5 %.
Однако опрошенные «bc» эксперты называют подобную меру противозаконной. В частности, Дмитрий Махонин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Пермскому краю, констатирует, что речь идет о согласовании действий на рынке, что карается как минимум штрафами в размере от 1 до 15 % от общей годовой выручки предприятия. «Если агентства решатся на такой шаг, то их действия будут проверяться специальной комиссией на предмет нарушений. В свою очередь, не вижу ничего противозаконного в действиях тех, кто предоставляет большие скидки. Если бы на такой шаг пошли монополисты, то это, конечно, угрожало бы финансовому благосостоянию всех остальных игроков рынка, но так как на пермском туристическом рынке монополистов не наблюдается, то и о нарушении говорить не приходится», – прокомментировал Дмитрий Махонин.
С подобным утверждением согласны и некоторые коллеги заседавших, не присутствовавшие на собрании. Арсений Павлов, директор агентства «+30 по Цельсию», называет тех, кто пеняет на завышенные скидки, слабаками. «Это всего лишь признаки вполне здоровой конкуренции. Новые игроки появлялись всегда, мы все должны быть готовы к такому. По поводу постоянных игроков, жалующихся на отток клиентуры, могу сказать, что никаких постоянных игроков на пермском рынке просто-напросто нет. Скидки – личное дело каждого. Я всегда привожу следующий пример. Можно купить машину на авторынке, где вы всегда договоритесь о дисконте, но при этом нужно быть готовым к рискам. А можно прийти в автосалон и получить качественное обслуживание. Опять же каждый покупатель решает сам. И если люди идут к «скидочникам», то это выбор людей, а не влияние новых игроков отрасли».
Между тем юрист Пермской туристической гильдии Александр Онучин неутешительно заверил, что выездной туризм не будет поддерживаться властными структурами, так что в экстренных ситуациях клиенты все равно будут подавать в суд, а агентства будут нести убытки. «Один из немногих выходов мне видится в том, чтобы агентства страховались на случай исков от клиентов. Так опасность последствий судебных разбирательств будет нивелирована. Второй вариант – вступать в Пермскую туристическую гильдию и заниматься продвижением ее бренда – так членство в гильдии станет своеобразной охранной грамотой, клиенты сразу будут видеть, с кем имеют дело; список участников гильдии будет списком добропорядочных фирм», – резюмировал Александр Онучин.