Как в столице

Депутаты Заксобрания очень неохотно выделяют деньги на реализацию культурных проектов, предлагаемых властями. Тогда как международные эксперты говорят, что реализация проекта «Пермь – культурная столица Европы» предполагает много трат из бюджета.

На минувшей неделе, в четверг, в Перми стартовал VII Пермский экономический форум, тема которого на этот раз звучала так: «Россия 1990–2000–2010. Как развиваться дальше?». В этот же день состоялось и очередное пленарное заседание Законодательного собрания Пермского края. И если на форуме участники активно обсуждали проект «Пермь – культурная столица Европы», оценивали его перспективы и говорили о разнообразных региональных культурных событиях и мероприятиях, то депутаты Заксобрания в это время очень остро и напряженно решали вопрос о финансировании одного из таких культурных проектов.
Обмен любезностями. Депутаты на прошедшей пленарке отказались внести поправки в краевой бюджет, касающиеся финансирования экспериментальных постановок в Пермском академическом театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Отметим, что на эти цели в проекте бюджета на 2011–2013 годы выделено порядка 600 млн рублей, из которых 100 млн планируется потратить в 2011 году и по 240 млн рублей в 2012-м и 2013 годах. Однако к концу вопрос удалось решить в пользу театра благодаря председателю правительства Пермского края Валерию Сухих, который пообещал депутатам пересмотреть цифры и тем самым убедил их переголосовать.
Однако спор на «культурную» тему продолжился и на площадке форума. На одной стороне оказался депутат ЗС Андрей Агишев, а на другой – министр культуры Пермского края Николай Новичков и директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман. В частности, г-н Новичков посетовал на то, что Законодательное собрание «зарубило» культурную статью расходов в краевом бюджете. Причины министр видит, во-первых, в том, что депутаты не понимают и не принимают культурные события, происходящие в Пермском крае, а во-вторых, в том, что власти не могут донести до народных избранников свои мысли и идеи.
Гораздо более категоричными стали высказывания Марата Гельмана. По его словам, из индустриального общества можно сделать шаг вперед или назад, или в постиндустриальное, или в феодальное общество. Он считает, что депутаты Заксобрания сегодня ведут себя как феодалы, цель которых распределить ренту, полученную от использования ресурсов, и вины и недоработки Николая Новичкова в этом нет.
Марат Гельман:
– Дело не в том, что депутаты отказались выделить денежные средства театру оперы и балета. Сегодня в крае поменялась структура правительства, и культура перестала находиться в социальном блоке. Несмотря на это, депутаты по-прежнему считают ее социалкой и принимают решение, помогать культуре или нет, по остаточному принципу. Правительство сделало шаг вперед, а Заксобрание сделает его в декабре, когда появятся новые депутаты, потому что проще не переубедить, а поменять депутатский состав.
Андрей Агишев в свою очередь заявил, что проблема в отсутствии коммуникации, и обратил внимание на их необходимость, яркий пример – тот факт, что краевые власти решили провести форум в один день с пленарным заседанием ЗС. «Давно я не видел такого рассерженного Николая Девяткина, спикера ЗС. Он искренне недоумевал, как можно было проигнорировать участие депутатов в работе форума, с одной стороны, и участие министров в защите бюджета, с другой», – пишет в «Живом журнале» г-н Агишев.
Европейский опыт. Не все гости VII Пермского экономического форума оказались также категоричны, как участники спора. Большинство из них объективно оценивают идею края сделать из Перми культурную столицу Европы в 2020 году и признают, что сделать это сложно, но можно.
Напомним, что уже на протяжении нескольких лет Пермь пытается изменить имидж и превратиться из крупного индустриального города в культурный центр, и сегодня в городе проходит большое количество фестивалей, концертов, выставок, театральных, музыкальных и других проектов. Все это, по мысли краевых властей, должно помочь Перми получить статус культурной столицы Европы, которую ежегодно выбирает Евросоюз.
Неудивительно, что поделиться своим опытом создания культурных столиц в Пермь приехали Элона Байориниене, генеральный директор организации «Вильнюс – культурная столица Европы» (Литва), и Макс Елениевски, сити-менеджер Гааги (Нидерланды).
Они рассказали о том, как прогрессируют эти города, как изменяются и как в конечном счете становятся культурными центрами. Первый день форума показал, что у этих городов и Перми много общего. В Вильнюсе, например, прошел «День и ночь культурных событий», напоминающий «Живую Пермь». В Гааге в свою очередь намерены построить новый театр современного танца, также в Перми планируют возвести новую сцену театра оперы и балета. Более того, Гаага сегодня активно занимается обустройством города, делает его удобным для жителей и гостей и планирует создать пешеходную улицу. Все это пытается претворить в жизнь и Пермь.
Впрочем, европейские гости обратили внимание на то, что статус культурной столицы не сулит богатую жизнь и предполагает большой объем работы и финансирования со стороны властей. В частности, Элона Байориниене рассказала, что затраты Вильнюса составили 90 млн евро, из которых Евросоюз выделил лишь 1,5 млн. Из этого следует, что городу, ставшему культурной столицей Европы, не стоит возлагать надежд на получение большого объема финансирования со стороны ЕС. По словам экспертов, статус культурной столицы прежде всего позволяет надеяться на особое пристальное внимание мирового сообщества, которое уже местные региональные власти могут превратить в инвестиции бизнеса. Но и Макс Елениевски рассказывает, что в основном проекты финансируются из государственного и регионального бюджета, а доля частных инвестиций невелика.

КОММЕНТАРИИ

Андрей Трифонов, художественный руководитель Пермской краевой государственной филармонии:
– У огромного количества жителей Пермского края современное искусство вызывает непонимание и отторжение. При этом возможно использование существующих традиционных культурных институций как локомотива для продвижения современного искусства.
Культурная столица – не место, где проходят различные события и мероприятия, а место, где создаются новые культурные ценности и смыслы.

Владимир Абашев, президент фонда «Юрятин»:
– Цель ничто, а движение все. Так я понимаю идею культурной столицы. Главное – не достижение цели, а движение. Поэтому важно понять смысл и содержание, расставить акценты в содержании и смысле этого движения. Прежде всего, это тема культурного наследия.
Современное искусство часто раскалывает и разобщает, а культурное наследие – это точка консенсуса, символ идентичности сообщества. Поэтому нам нужно освежать взгляд на культурное наследие, делать его незамыленным и включить его в инновационный процесс.

Олег Лейбович, профессор кафедры культурологи Пермского государственного института искусств и культур:
– Пермскому краю нужно преодолевать раскол не только в кульутре, но и в политике, в социальной сфере. Поэтому для людей, являющихся организаторами культурного проекта, важно уметь достигать компромиссов, наводить мосты, формулировать цели и задачи на нормальном языке, понятном предпринимателям и депутатам. Это одна из самых важных и главных задач.