На минувшей неделе на АЗС, не входящих в структуру «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», выросла отпускная цена на все виды топлива. Минимальное удорожание составило 0,5 рубля. В среднем на АЗС бензин марки АИ-92 по состоянию на 28 апреля предлагался по цене 23,3 рубля за литр, АИ-95 – 25,4, дизельное топливо – 24,3. На прежнем уровне осталась стоимость бензина только на заправках сети «ЛУКОЙЛ» (управляются «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»). Здесь бензин ЭКТО всех марок, который традиционно опережал других операторов АЗС на 0,3 – 0,4 рубля за литр, сейчас стоит на 0,2 рубля дешевле, чем у других операторов. Прежнее соотношение сохранилось только по дизельному топливу – на ЛУКОЙЛ цена за литр на 30 копеек больше, нежели на альтернативных АЗС.
Как пояснили «bc» в «Феникс Петролеум» (имеет в Пермском крае порядка 10 АЗС), удержание цены на автозаправках ЛУКОЙЛ, вероятнее всего, является чисто политическим решением. При этом общероссийская ситуация складывается не в пользу внутреннего рынка – нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим компаниям сейчас выгоднее экспортировать топливо, причем это делается и за счет внутренних запасов.
«В России нет независимых нефтеперерабатывающих заводов, все они так или иначе входят в структуру вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Фактически осушая внутренние запасы, они максимализируют прибыль на внешнем рынке и провоцируют рост цен. Так по состоянию на 28 апреля оптовая цена литра АИ-92 на бирже составляет 25,5 рубля за литр, и уже есть заявки, которые превышают 30 рублей за литр», – пояснили «bc» в «Феникс Петролеум».
В Алтайском крае, откуда начался «топливный кризис», из 700 действующих АЗС более половины приостановили работу из-за дефицита бензина. Похожие проблемы могут возникнуть еще как минимум в 10 регионах России. 26 апреля премьер-министр Владимир Путин дал распоряжение всем компетентным органам разобраться в причинах дефицита топлива, на что ФАС РФ обещала провести проверку ВИНК в 20 регионах страны, Пермского края в их числе нет.
28 апреля на уровне Правительства РФ было принято решение о фактическом запрете вывоза топлива на май 2011 года. С 1 мая экспортная пошлина на бензин вырастет на 44 % и составит $408,3 за тонну.
По данным компании, структуры ЛУКОЙЛ практически приостановили мелкооптовую отгрузку, другие нефтеперерабатывающие заводы урезают заявки на поставку топлива. Между тем запасы бензина у операторов подходят к концу, и, вероятнее всего, рост цен будет продолжаться, отмечают в «Феникс Петролеум». «Изменить ситуацию может только политическое решение, принятое на самом высоком уровне», – полагают в компании.
Как рассказал «bc» генеральный директор ООО «ТД АЗС-Дан» Александр Шакиров, только в апреле оптовая отпускная стоимость топлива на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» выросла на 2 рубля. «Мы не можем работать себе в убыток и вынуждены поднимать цены», – отметил г-н Шакиров. По его мнению, развитие ситуации прогнозировать сложно, однако падения цены на бензин ожидать не стоит. Этому будут способствовать и сезонные факторы: начало дачного сезона, профилактика и ремонт на нефтеперерабатывающих заводах.
В целом эксперты сходятся во мнении, что ситуацию во многом спровоцировало административное регулирование розничных цен на бензин, в результате ВИНК потеряли интерес к внутреннему рынку, который перестал обеспечивать необходимый объем прибыли.
В свою очередь в «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» утверждают, что топливный кризис региону не грозит. Как сообщил «bc» представитель компании Александр Филиппов, на сегодняшний день нет предпосылок для его возникновения в Пермском крае. «Все у нас хорошо», – отметил г-н Филиппов. По его словам, в ближайшие дни на автозаправочных станциях «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» цена на бензин не изменится.