Полное название фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». И в открывшем 15 мая фестиваль гала-концерте приняли участие артисты из этих трех городов, связанных с жизнью и творчеством великого импресарио Сергея Дягилева, открывшего миру русский балет.
Гости из Франции – солисты балетной труппы Парижской оперы Матье Ганьо и Изабель Сьяравола – представили фрагмент из балета «Дети райка» на музыку М. Дюпена в хореографии Жозе Мартинеса. Прима пермского балета Наталья Моисеева блеснула в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь» в хореографии Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса.
Две работы показала труппа Мариинского театра: последний балет антрепризы Дягилева «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева в хореографии Джорджа Баланчина и спектакль «В сторону Лебедя» на музыку Леонида Десятникова. Этот балет поставил главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко.
«Композитор Леонид Десятников положил в основу своего произведения литературный и музыкальный мотив. С одной стороны, это роман Пруста «По направлению к Свану», где Сван (Swann) – имя героя. С другой стороны, знаменитая миниатюра Сен-Санса «Лебедь» (Swan) из сюиты «Карнавал животных», – рассказывает Алексей Мирошниченко. – Уже в самом названии заключена идея балета, где игра слов (Swann – Swan) и влияние двух шедевров, литературного и музыкального, определяют развитие пластических событий внутри балета». Предваряя гала-концерт, утром того же дня в Перми в Доме Дягилева открылся Международный симпозиум «Дягилевские чтения».
В этом году «Дягилевские сезоны» проходят в 5-й раз, и, как отметил художественный руководитель фестиваля Георгий Исаакян, одной из главных традиций фестиваля всегда было соблюдение некоего равенства между жанрами: танцами, музыкой, оперой, балетом. И в этом году, несмотря ни на что, афиша фестиваля полна событиями. Среди них – круглые столы по проблемам современной хореографии и современного музыкального театра, новая постановка оперы Ф. Пуленка «Человеческий голос», спектакль «Равнодушный красавец» в постановке Бориса Мильграма с Чулпан Хаматовой в главной роли, концерт камерной музыки «Композиторы дягилевского круга» и много других не менее интересных событий.
Еще одна традиция «Дягилевских сезонов» – мировые премьеры. В этот раз пермяков и гостей фестиваля ждет премьера – музыкальная и оперная. Известный российский композитор Александр Чайковский представит на суд зрителей Концерт для саксофонов с оркестром. Исполнят это произведение немецкий квартет саксофонистов Panta Rhei и оркестр Пермского театра оперы и балета под управлением Валерия Платонова.
Артисты Пермского театра оперы и балета заняты и в мировой премьере оперы «Отче наш» композитора Георгия фон Альбрехта. Как рассказал режиссер-постановщик Георгий Исаакян, опера будет представлена в концертном – сценическом варианте, как опера-оратория. Несмотря на ограничения и в бюджете, и во времени, артисты и режиссер работали с большим воодушевлением и желанием представить публике это произведение. И не только потому, что оно никогда прежде не исполнялось. «В «Отче наш» прежде всего привлекает то, что композитор Георгий фон Альбрехт – ученик Сергея Танеева, а значит, продолжатель русской академической традиции, – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Георгий Исаакян. – Но, главное, опера обращается к теме Гражданской войны, причем написал ее человек, который был свидетелем и участником тех событий, попал в ЧК и был приговорен к расстрелу».
Для Георгия Исаакяна это не первое обращение к теме большого террора, в 2009 году он поставил в Пермском театре оперы и балета оперу «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести Александра Солженицына.
«Сегодня нам трудно осмыслить эти трагические для России события, просто анализируя факты и документы. Для нас сегодняшних это просто статистика, – рассказывает Георгий Исаакян. – И только искусство, с его огромной силой сопереживания, сможет дать нам возможность понять, что тогда чувствовали люди, почему они так поступили. Мы разговаривали об этом с Александром Исаевичем Солженицыным, и он был согласен со мной».
Главное в опере «Отче наш» – это тема прощения, и не случайно композитор в одном персонаже соединил образы двух бойцов – Красной армии и Белого движения. Опера создавалась в 30–40-е годы прошлого столетия в эмиграции, где, чудом избежав расстрела, оказался Георгий фон Альбрехт. В своем завещании композитор указал, что его опера впервые может быть исполнена только в России и только на русском языке. В Пермь на мировую премьеру оперы «Отче наш» приедет находящийся уже в преклонном возрасте сын композитора, который в свое время перевел либретто на русский язык.
Балетная часть фестиваля будет представлена вечером современной хореографии, в котором балетная труппа пермского театра покажет новые работы молодых хореографов: Алексея Мирошниченко – балет «Дафнис и Хлоя»; Дагласа Ли, Луки Веджетти и Каэтано Сото в проекте «Видеть музыку». Современная хореография будет представлена также труппами «Балет Евгения Панфилова» и «Киев Модерн-Балет», которая покажет два балета в хореографии Раду Поклитару, в том числе оригинальную постановку «Щелкунчика».
За 10 дней фестиваля на культурных площадках города пройдет около 30 событий: концертов, выставок, перформансов. Фестиваль «Дягилевские сезоны» продолжится до 24 мая.