Компания «Инвест-аудит» предоставила «bc» результаты исследования рынка загородного строительства Пермского края. Анализ показал, что сегодня из 65 заявленных поселков, информация о которых представлена более чем в 2 источниках, только 25 могут реально предложить земельный участок с загородным домом. Что касается остальных, то там предложение либо полностью отсуствует, либо продаются только земельные участки.
Исследование показало, что более половины из 65 проектов – 35 – уже сданы, из оставшегося списка значительную долю – 17 – занимают поселки, где реализуется только земельный участок («Михайловское», «Преображенское», «Успенка» и др.), в 8 на выбор покупателю предлагаются либо земельный участок, как с возможностью подряда, так и без него, либо готовый дом («Солнечная Мось», «Большой Каретный», «Горки-1», «Лесная сказка» и др.), по 5 коттеджным поселкам застройщики не могут предоставить точную информацию. Поэтому, отмечают эксперты, большинство проектов реализуются как обычные участки. «Для миллионного города 25 поселков, при условии что они должны сегментироваться на классы «эконом», «бизнес» и «элит», достаточно мало», – делает вывод директор департамента оценки «Инвест-Аудит» Ольга Васильева. Как следствие, реальные сделки на рынке загородной недвижимости единичны.
Сегодня продажи идут у крупных застройщиков – «Камская долина», ПЗСП, предлагающих организованные поселки с развитой инфраструктурой и услугами управляющей компании. Хотя имеются и такие поселки, которые уже заселены и предложений по продаже в них нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время. «Например, в поселке «Барвиха-2» уже сформирована вся инфраструктура для комфортного проживания, и человек, купивший дом, скорее всего, не задумается о его продаже», – поясняет Ольга Васильева. Сегодня приобрести загородный дом в коттеджном поселке можно и на вторичном рынке.
Хотя единого портрета покупателя, по словам экспертов, сегодня не существует, все они делятся на тех, кто готов постоянно проживать в загородном доме, и тех, кто живет там по выходным или в летний период. Первая категория выбирает поселки, обеспеченные всеми коммуникациями и социальной инфраструктурой. К тому же удаленность поселка от города должна быть приемлемой для каждодневного передвижения. Вторую категорию больше интересует ландшафтная привлекательность района, нежели удаленность от города, такие покупатели довольствуются минимально необходимым набором коммуникаций. Немаловажным фактором для них является стоимость дома.
Что касается цены коттеджей, то она сильно варьируется в зависимости от поселка, при этом зачастую объяснить, из чего она складывается, эксперты не могут. Например, в поселке FREEDOM, расположенном в 35 километрах от Перми средняя стоимость дома составляет 10 тыс. рублей за кв. метр, в то же время в 51 километре от города в поселке «Времена года», где на сегодняшний день возможно приобретение участка без коммуникаций, цена достигает 46 тыс. рублей за кв.метр. «Ценовая ситуация на рынке загородных домов довольно неустойчива. Если рассматривать предложения непосредственно от самих застройщиков или управляющих компаний (то есть «первичный рынок»), то тут нет определенных цен. Стоимость каждого участка зависит от многих факторов. Если это пустой участок, предлагаемый к продаже, то стоит обратить внимание на наличие коммуникаций, доведены они до участка или еще нет, наличие подъездов, местонахождение участка относительно реки, леса и многое другое. Если планируется приобретение дома, а также строительство с подрядом застройщика, то здесь ключевыми моментами являются отделка дома, заведение в него коммуникаций, площадь, материал и т. д.», – объясняет Ольга Васильева.
Что касается местоположения коттеджных поселков, то наибольшей популярностью, по данным «Инвест-аудит», для застройки пользуется направление Пермь – Добрянка – здесь представлено большинство проектов – 29 %. На втором месте – направление Усть-Качки – 25 % заявленных поселков. 17 % проектов реализуется в Перми и пригороде. Внимание застройщиков именно к Усть-Качке и Добрянке эксперты объясняют наличием курортов, поэтому при продаже многие девелоперы делают акцент именно на это, предлагая своим потенциальным покупателям свободно пользоваться их услугами.