Международный фестиваль «Дягилевские сезоны» проходил в Перми в пятый раз. На этот раз он пришелся на переломное для Пермского театра оперы и балета время и в отличие от прежних фестивалей принес пермским зрителям не только радости, но и разочарования.
Начнем с хорошего.
Одной из особенностей фестиваля было то, что он включал в себя все направления искусства, связанные с именем Дягилева: музыку, танец, оперу, балет. При этом при наполнении программы всегда соблюдался некий баланс, но в этот раз балетных и танцевальных постановок было больше.
Порадовал пермяков театр «Балет Евгения Панфилова», показав премьеру «Путешествие против ветра». Московский хореограф Лариса Александрова поставила спектакль про любовь, про ее томительное предчувствие и связанные с ней мечты. Тема ожидания все время присутствует на сцене, где группа артистов, одетых не в балетно-условные, а в реальные куртки и пальто, ждет на полустанке поезд. Но поезд-любовь чаще всего проносится мимо, но даже если повезет, то оказывается, что долгожданное чувство несет с собой и боль, и горечь, и слезы.
Очень интересным ходом стало включение в спектакль ребенка. В шапке-ушанке и большом несуразном пуховике маленькая актриса, как неприкаянная душа, бродила по сцене, то подбирая оброненные вещи, то подметая облетевшие лепестки, то осыпая ими героев, а в конце, освободившись от зимних одежек, словно вылупившись, становилась розовым ангелом, дремлющим на руках влюбленных.
Новый спектакль театра – это несомненная удача, и «панфиловцы» очень достойно смотрелись в одной программе с таким известным коллективом, как «Киев Модерн-балет», показавшим прекрасный спектакль «Дождь».
Руководит «Киев Модерн-балетом» Раду Поклитару, выпускник Пермского хореографического училища, которого называют одним из самых интересных хореографов Европы.
Показанный на «Дягилевских сезонах» спектакль Раду Поклитару «Щелкунчик» просто потряс ум и воображение пермских зрителей. В кассах театра зрителей при покупке билета предупреждали, что на спектакль нельзя приводить детей, и действительно балет оказался недетским. Маленькая бездомная девочка Маша, в рождественскую ночь заглядывая в чужие окна, засыпает и во сне становится дочерью богатых родителей, которой крестный Дроссельмайер дарит Щелкунчика. А дальше гости на балу сначала устраивают садо-мазо-игры, а затем превращаются в крыс, садят Машу в клетку-мышеловку и, продолжая оргию, избивают ее кнутами. Временами спектакль просто страшный, временами безумно смешной, но до последнего момента он держит в напряжении. Конец тоже нетрадиционный: наступает утро, маленькая бродяжка не пережила ночь на улице – замерзла, но это интересует только крыс.
В отличие от большинства современных балетов, которые ограничиваются минималистскими декорациями, а чаще всего обходятся без них, «Щелкунчик» поставлен с сохранением всех канонов сценографии. Особенно впечатляют костюмы. Огромные жирные крысы, наряженные в белые балетные пачки и пародирующие классические па, вызывают грохот оваций в зале.
Сам Раду Поклитару, объясняя, почему он поставил именно фантасмагорию, объяснил, что он следовал сказке Гофмана, а она исследует глубины детской психологии. Кстати, если заглянуть в текст Гофмана, только не в либретто и не в адаптацию, то можно обнаружить, что многие явно поспешили обвинить Раду Поклитару в постмодернистском издевательстве над доброй детской сказкой. В сказке Гофмана крестный Дроссельмайер действительно кривой, лысый и одноглазый, и в него вдруг превращается жених-Щелкунчик в разгар свадебной церемонии, происходящей в Машином сне, – одна из самых ярких сцен спектакля.
Отлично смотрелся в рамках фестиваля и спектакль «Видеть музыку», в котором артисты пермского балета показали высокий класс, поработав с приглашенными хореографами европейского уровня: Дагласом Ли, Каэтано Сото и Лукой Веджетти.
Если перейти к оперной программе «Дягилевских сезонов», то она была менее насыщенна и представлена всего двумя постановками. Опера Бетховена «Фиделио», поставленная в прошлом году Майклом Хантом и Георгием Исаакяном в интерьерах музея «Пермь-36», была показана в концертном исполнении. К сожалению, не стала ярким событием фестиваля и мировая премьера оперы «Отче наш» русского композитора Георгия фон Альбрехта в постановке Георгия Исаакяна. Для пермской публики был непривычен несколько архаичный русский язык перевода. Опера нелегка для восприятия, в ее центре стоит очень сложный морально-этический вопрос, который автор решает в русле прежде всего религиозном, православном. За основу взята монодрама одного из французских писателей, в которой сестра казненного в период Парижской Коммуны священника никак не может дочитать до конца молитву «Отче наш». Слова кажутся ей фальшивыми, и только когда девушка спасает одного из идейных врагов, переодев его в рясу брата, она вновь может произносить молитву, принимая ее всем сердцем. В «Отче наш» действие происходит в России, в период Гражданской войны, поэтому рядом с идеей христианского прощения стоит понимание неразделимости народа.
Судьба композитора драматична, в годы Гражданской войны он попал в ЧК, был приговорен к расстрелу, но спасся и эмигрировал. Свою оперу он создавал на чужбине в течение 10 лет. Либретто перевел на русский язык сын композитора – Михаэль фон Альбрехт, профессор Гейдельбергского университета, который, несмотря на возраст, приехал в Пермь на премьеру.
Много интересного было в этом году и в музыкальной программе, но она заслуживает отдельного рассказа. Глубокое впечатление оставил концерт фортепианной музыки в исполнении Ивана Соколова, одного из немногих российских пианистов, которые не только играют, но и рассказывают о музыке. Его программа включила в себя сочинения композиторов ХХ века от Прокофьева и Скрябина до авторов «новой отечественной музыки» Волконского и Уствольской. Кстати, часть произведений прозвучала в нашем городе впервые, в том числе и «Строгая музыка» Андрея Волконского, созданная в додекафонной технике.
Прекрасным концертом стал и «Пьеро-проект» с участием Московского ансамбля современной музыки и дирижера из Швейцарии Оливье Кюанде. Помимо музыки европейских композиторов в программе концерта было исполнено и произведение пермяка Игоря Машукова «Кама – бог любви».
Состоялась мировая премьера «Концерта для саксофонов с оркестром» известного российского композитора Александра Чайковского, который исполнили немецкий квартет саксофонистов Panta Rhei и оркестр Пермского театра оперы и балета под управлением Валерия Платонова. Надо отметить, что наш оркестр просто героически взял на себя основную фестивальную нагрузку и одновременно подготовил две премьеры.
Постоянный участник всех «Дягилевских сезонов», Пермская художественная галерея представила два интересных проекта: выставку фотографий Карла Лагерфельда для календаря «Pirelli» за 2011 год и выставку работ известного театрального художника и сценографа Бориса Мессерера.
И вместе с тем если вспомнить прошлые фестивали, то там была сбалансированная программа, полная интересных новаторских, порой провокационных проектов, была четкая идеология и специально издаваемые книги, было, наконец, ощущение праздника, которым жил весь город. По сравнению с этим нынешний фестиваль выглядит беспризорником.
Вряд ли в этом есть вина его художественного руководителя Георгия Исаакяна. «Я не могу взять на себя ответственность за этот фестиваль, – говорит Георгий Георгиевич. – Со мной не только не согласовывали, меня просто не ставили в известность, когда что-то меняли в программе».
Впрочем, о том, что фестиваль просто решили «слить», говорило и отсутствие должной рекламы, что сразу сказалось на посещаемости, и то, что на открытии «Дягилевских сезонов» не присутствовал ни один человек из правительства края и краевого Минкульта.
В последний день фестиваля новое руководство театра представило свое видение развития «Дягилевских сезонов». Объяснения по поводу неудач нынешнего фестиваля были краткими: «Почему не были проведены круглые столы?» – «По техническим причинам», «Почему не провели традиционный конкурс на лучший продюсерский проект?» – «Из-за личных отношений».
Перспективы развития фестиваля свелись к перечислению громких международных проектов и известных имен, которые будут привезены в Пермь на следующий фестиваль. Отныне «Дягилевские сезоны» будут ежегодными, при этом художественный руководитель фестиваля будет приглашенным и меняться он будет каждый год.
Расставаться с прежним форматом фестиваля жаль. Дягилевский фестиваль был очень пермским. Его создатели, и прежде всего это Георгий Исаакян, выстраивали идеологию таким образом, чтобы связать события фестиваля с конкретными пермскими местами, событиями, людьми, культурными институциями. За 10 лет был построен настоящий международный бренд, закрепивший имя Дягилева, как великого пермяка, за нашим городом. Эта страница истории перевернута.