Один хорошо. Два – лучше. Говоря о мировом рынке минеральных удобрений, необходимо отметить, что консолидация стала с недавнего времени основным трендом. Эксперты считают, что без слияний и поглощений невозможно дальнейшее его развитие. Небольшим компаниям будет сложно противостоять отраслевым гигантам, способным конкурировать на мировом уровне. Соответственно, рано или поздно игроки, не обладающие возможностями требуемой в современных условиях конкурентоспособности, вынуждены будут либо войти в состав корпораций, либо прекратить свое существование.
С экономической точки зрения объедение двух пермских производителей калийных удобрений в одну компанию вполне обоснованно. Собственно, раньше, до 1983 года, «Уралкалий» и «Сильвинит» были объединены в один производственный комплекс, разрабатывая одно и то же месторождение. Кроме того, Березники и Соликамск находятся в 30 километрах друг от друга, что позволяет провести необходимую оптимизацию логистики, инфраструктуры и управленческого персонала.
Помимо этого у объединенной компании, с учетом увеличения ее капитализации, существенно усиливаются инвестиционные возможности. Это позволит не только привлекать средства на развитие производства на более выгодных условиях, но и реализовывать проекты «с нуля», что всегда требует масштабных долгосрочных инвестиций. Таким образом, образованная компания имеет значительно более широкие возможности для увеличения мощностей и, следовательно, позиций на мировом рынке.
Выиграет от объединения двух компаний не только Пермский край. Появление сильной, конкурентоспособной корпорации пойдет на пользу и экономике России в целом. Конечно, при условии, что это не будет являться искусственным шагом правительства и основой такого процесса станет, прежде всего, экономическая целесообразность.
«Да, после завершения процесса объединения у «Уралкалия» существенно выросли возможности влияния на мировой рынок. К слову, по объему запасов хлористого калия компания вполне может считаться лидером на мировом рынке, и это позволит ей чувствовать себя гораздо уверенней. Учитывая же экономический потенциал и стратегию развития предприятия, можно сделать выводы и о позитивном влиянии на российскую экономику», – считает Игорь Вагизов, директор Пермского филиала инвестиционной компании «Тройка Диалог».
Создание «национальных чемпионов», которые будут играть важную роль на мировой арене и повышать вес своей страны в мировой экономике, является одной из тенденций развития мировой экономики на современном этапе. В качестве примера здесь можно привести европейские компании: самолетостроительный гигант Airbus или энергетический гигант E.ON Ruhrgas. Из российских это, конечно, «Газпром» – в энергетической отрасли, «Норникель» и РУСАЛ – в цветной металлургии.
Все перечисленные корпорации уже успели завоевать видное место на мировой арене, теперь очередь за «Уралкалием». Безусловно, международное влияние в отрасли производства удобрений, играющей важнейшую роль в решении глобальной проблемы обеспечения продовольствием постоянно растущего населения Земли, повысит вес России в мировой экономике и увеличит ее инвестиционную привлекательность.
На фоне роста. Важно отметить, что слияние двух производителей хлористого калия произошло в условиях восстановления спроса на калий. Это дает веские основания рассчитывать на рост цен и на более высокий уровень загрузки производственных мощностей. Отметим, что в последние годы рентабельность, по EBITDA, обеих российских калийных компаний находилась на уровне 50–60 %, и образованная в июне компания планирует не снижать этот уровень. К тому же в силу высокой капиталоемкости отрасли это необходимо для реализации инвестпроектов, которые имеют крайне высокую стоимость и длительные сроки реализации greenfield-проектов.
«В отношении »Уралкалия» нельзя исключать возможности повышения уровня рентабельности за счет синергетического эффекта, который возник в результате объединения, – считает Игорь Вагизов, директор Пермского филиала инвестиционной компании »Тройка Диалог». – Он позволит предприятию снизить издержки и увеличить акционерную стоимость компании, причем в короткие сроки. На мой взгляд, в ближайшее время компанией будут оптимизированы операционные, коммерческие, административные, транспортные расходы. Помимо этого можно ожидать и реализации ряда инвестиционных проектов».
«В целом стратегия объединенной компании предусматривает органический рост путем реализации масштабной инвестиционной программы с целью повышения капитализации компании. Программа включает проекты по развитию имеющихся и строительству новых мощностей. Уже в 2012 году «Уралкалий» планирует увеличить мощности действующего производства с 10,6 до 13 млн тонн», – комментирует официальный представитель «Уралкалия» Алексей Сотсков.
Разумеется, будет продолжена работа над повышением эффективности производства, что необходимо для поддержания и усиления конкурентных преимуществ образованной компании, а также ее доходности. Ждет своей оптимизации и сбытовая деятельность. В частности, «Уралкалий» рассчитывает укреплять позиции на ключевых для компании рынках: Китай, Индия, Бразилия, Юго-Восточная Азия, Европа, США, Россия. Говоря о последней, необходимо отметить, что объединенная компания заинтересована в развитии внутреннего рынка. Напомним, что «Уралкалий» вышел с предложением поставлять калий с существенной скидкой на те объемы продукции, которые будут использованы в составе сложных удобрений для нужд российского сельского хозяйства. Предложение было поддержано российским правительством, и в конце прошлого года состоялось подписание договоров со всеми российскими производителями сложных удобрений. За счет специальных премий, которые «Уралкалий» выплачивает на те объемы хлористого калия, которые в составе сложных удобрений пос-тавляются отечественным сельхозпроизводителям. Впрочем, остальные объемы хлористого калия, который в дальнейшем идет в составе сложных удобрений на экспорт, российские производители также получают со скидкой по отношению к минимальной экспортной цене.
Добавим также, что цена, по которой отечественные сельхозпроизводители закупают калий напрямую, в 2011 году не выросла. Более того, «Уралкалий» зафиксировал цену для сельхозпроизводителей на два года с ежегодным увеличением на индекс инфляции.
Не хлебом единым. Однако «Уралкалий» в список своих ближайших целей заносит не только вопросы развития производства и увеличения прибыли. Предприятие всегда было социально ответственным работодателем и рассматривало свое участие в развитии социальной сферы как неотъемлемую часть успешного развития бизнеса. Эти традиции получат свое продолжение.
В частности, компания намерена и в дальнейшем уделять большое внимание развитию городов Березники и Соликамск, в которых расположено ее производство. Приоритетом, как и прежде, станет забота об организации разнообразного досуга горожан, их здоровье и, разумеется, безопасность. «Уралкалий» строит социальные объекты, такие как детский сад и поликлиника, в новом микрорайоне Березников. К услугам всех желающих работают два санатория-профилактория и пансионат «Уральское раздолье», где каждый может отдох-нуть и поправить свое здоровье. Реализуется проект «Безопасный город», направленный на борьбу с уличной преступностью в Березниках.
Кроме того, в стратегии развития компании нашли отражение и вопросы корпоративного управления. «Уралкалий» намерен не только поддерживать его высокие стандарты, но и постоянно совершенствовать.
На сегодняшний день компания имеет нескольких крупных акционеров, а все основные решения принимает совет директоров компании, в состав которого входят не только представители собственников, но и независимые директора. К слову, из девяти членов совета директоров трое являются независимыми. Возглавляет совет также независимый директор Александр Волошин.
«За последнее время роль независимых директоров серьезно возросла, – заявляет Алексей Сотсков. – В свою очередь, такая структура совета директоров позволяет обеспечить прозрачность принятия решений и положительно сказывается на имидже компании. В дальнейшем привлечение новых независимых директоров, имеющих значительный опыт работы в публичных компаниях, способно повысить эффективность управления».
Следует отметить, что Александр Волошин, благодаря своему уникальному опыту – как на государственной службе, так и в крупных промышленных корпорациях – и безупречной репутации, пользуется большим уважением в деловом сообществе. Он выдвинут в качестве кандидата и в новый совет директоров, состав которого будет обсуждаться на годовом собрании акционеров в конце июня. В качестве кандидатов в совет директоров также выдвинуты Сэр Роберт Джон Маргеттс, имеющий опыт более 30 лет работы в химической отрасли, и Пол Джеймс Остлинг, юрист с 30-летним стажем. Оба имеют колоссальный опыт работы в качестве независимых директоров, в том числе в публичных компаниях. В настоящее время Роберт Маргеттс является независимым директором корпорации Huntsman, а Пол Джеймс Ослинг – независимым директором ОАО «МТС» (обе компании торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже).