В стенах Пермской городской думы депутаты вновь обсуждали концепцию реформирования городского транспорта. На комитете по городскому хозяйству Алексей Ковыев представил думцам свое видение реформирования отрасли. Концепция, по словам депутата, составлена на основании положений мастер-плана и рассчитана на ближайшую перспективу. Программа, предложенная экс-чиновником, призвана решить основные проблемы городского транспорта, среди которых Алексей Ковыев назвал отсутствие культуры вождения и обслуживания, несоблюдение расписания движения в то время, когда мало пассажиров, отсутствие ценовой и качественной сегментации. Так, реформа предполагает введение предельного тарифа на пассажирские перевозки, распределение маршрутов на основе заявительно-уведомительного принципа, адресные субсидии. Г-н Ковыев много говорил об обновлении автобусного парка и снижении стоимости билетов на 20 %. «Я предлагаю отрегулировать отрасль по тем законам, по которым она работает, транспорт – экономическая отрасль, и к ней надо применять экономический принцип регулирования», – обосновал свои предложения депутат. После выступления члены комитета были в недоумении: это уже четвертая концепция развития общественного транспорта. При этом три первых не были доведены до конца. Депутат Денис Ушаков недоумевал: «К чему новые проекты, если не решен вопрос со старыми? Что мы обсуждаем?» Алексей Ковыев выразил готовность помочь найти систему координат. Однако в своей оценке г-н Ушаков был не одинок. Максим Тебелев напомнил, что из-за системного бардака в транспортной отрасли на сегодня в бюджете Перми имеется огромная дыра. Задолженность городского бюджета перед перевозчиками за льготников составляет миллиард рублей, кроме этого администрация должна вернуть предпринимателям около 250 млн рублей за незаконное заключение контрактов. Отрицательное заключение на рассматриваемый законопроект дала и Контрольно-счетная палата думы. Напомнили представители КСП и о том, что планы по отрасли меняются чрезвычайно быстро, и ни одна из концепций не реализуется до конца, так, например, почему-то никто не говорит теперь об электронной системе оплаты проезда, которую должны были запустить на электротранспорте в 2009 году и на всем остальном к 2010-му.
В результате депутаты поручили докладчику доработать концепцию с учетом высказанных депутатами замечаний и заключения КСП. Планируется, что представлена она будет на следующем заседании комитета.
Ни один из перевозчиков, к которым «bc» обратился за комментариями и оценкой предложений, оказался не в курсе очередной реформы. Один из собеседников заметил, что «в системе пермского городского общественного транспорта все хорошо по сравнению с соседним Екатеринбургом, Пензой и другими российскими городами. Поэтому речь, на его взгляд, должна идти не о реформе, а об улучшении существующей системы».
«Не все, о чем говорит г-н Ковыев, отмечает эксперт, соответствует действительности: мы говорим об обновлении автобусного парка, а люди стоят и ждут не новые автобусы, а старые автобусы марки MAN. Он заявляет о развитии конкуренции в отрасли, когда после запуска 068 маршрута увеличилось количество автобусов на маршрутах № 14 и № 68, а на самом деле конечная микрорайона Садового была закрыта на ремонт и маршрут при том же количестве машин стал короче».
Как отметил в беседе директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов, о реформе транспорта в Перми говорят уже на протяжении 5 лет. Теперь разработана очередная, четвертая, ее, как всегда, пермским перевозчикам не презентовали и не привлекали для обсуждения. «При этом надо понимать, что последняя реформа, инициированная теми же людьми, потерпела полное фиаско», – рассуждает г-н Ухватов.