На минувшей неделе в своем блоге министр культуры Николай Новичков озвучил итоги конкурса на новое название аэропорта. Самым лучшим вариантом краевой чиновник признал предложенный им самим. «Вариант очень простой, понятный и имеющий международный маркетинговый смысл. Итак, новый пермский аэропорт должен называться так: «Международный аэропорт «Сергей Дягилев». Если по-английски, то International airport Sergey Diaghilev», – сообщает г-н Новичков.
Тех блогеров, которые приняли участие в конкурсе и были ближе всего к этому варианту, министр пообещал поощрить копиями «красных человечков». Другую часть призового фонда – спиртное – г-н Новичков решил оставить себе.
Пермские рекламщики отнеслись к инициативе министра культуры достаточно сдержанно. По мнению директора рекламной группы «Озон» Олега Ощепкова, если и принимать такое название, то оно должно быть короче – просто «Дягилев». При этом г-н Ощепков полагает, что данное название является далеко не самым удачным. «Дягилев – не единственная знаковая фигура для Перми. Если идти от персоны, то она должна быть такой, чтобы замещать город, и для всех, кто приезжает, окружающее пространство должно быть пропитано этим персонажем. Например, в Зальцбурге вполне оправданно бы смотрелся аэропорт под названием «Моцарт». В Перми же с Дягилевым связано напрямую только здание гимназии и спрятанный в ней памятник. У приезжающих сюда может просто возникнуть ощущение обманутых ожиданий», – отмечает г-н Ощепков. Созданием брендов, по словам директора рекламной группы «Озон», должны заниматься профессионалы, при этом на региональном уровне такая работа стоит от 5 до 15 тыс. евро. Конкурс же на новое название пермского аэропорта г-н Ощепков склонен считать скорее некой «эмоциональной историей».
Похожие ощущения и у Антона Толмачева, директора рекламного агентства LEGE ARTIS. По его словам, в мировом опыте есть прецеденты, когда аэропорты носят имена известных людей, например Шарля де Голя в Париже или Джона Кеннеди в Нью-Йорке. С другой стороны, в России сложилась другая традиция – именовать аэропорты так же, как деревеньки, в которых они располагаются географически: Кольцово в Екатеринбурге, Шереметьево в Москве и так далее. При этом зачастую все названия отечественных аэропортов заканчиваются на «о».
«Понятно, что г-н Новичков хочет сломать традицию, – делится г-н Толмачев, – и такое название может быть с точки зрения проекта. Однако оно не сможет стать маркетинговым ходом, и в Пермь из-за имени аэропорта никто не поедет». Кроме того, как полагает эксперт, Сергей Дягилев для Перми не является тем же самым, что и фигура Джона Кеннеди для США, и если идти от персонального принципа, то нужно искать более знаковую личность.
Скептически к идее пере-именования относится и генеральный директор «Пермских авиалиний» (управляет аэропортом Большое Савино) Валерий Григорьев. «Краевая администрация имеет право назвать свои предприятия так, как ей хочется. На сегодняшний день аэропорт является федеральной структурой и региональным властям не принадлежит», – отмечает он.
По словам г-на Григорьева, переименование повлечет за собой большие организационные и финансовые издержки, связанные с тем, что будет необходимо поменять название не только в уставных, но и во всех, в том числе международных, авиационных и регистрационных документах, так как от этого зависит организация воздушного движения, навигация и посадка. «Можно было бы еще говорить об аэровокзале им. Дягилева, так как это скорее всего не повлечет за собой больших организационных изменений, но менять имя аэропорта, на мой взгляд, абсолютно нерентабельно. Мы будем работать в прежнем режиме и со старым названием», – заключает г-н Григорьев.
Сам инициатор всех процессов, министр культуры, настроен оптимистично. «С вашего позволения я направляю служебную записку о том, что прошу рассмотреть возможность присвоения новому пермскому аэропорту наименования «Международный аэропорт «Сергей Дягилев». По мнению министра транспорта Пермского края Елены Громовой, корректно присвоить название новому аэропорту одновременно с началом его строительства, что, я уверен, уже не за горами», – сообщает г-н Новичков в своем блоге.
Стоит отметить, что интерес к имени Сергея Дягилева в качестве бренда знаковой и большой стройки в регионе возникает не в первый раз. В 2007 году на экономическом форуме был презентован проект «Дягилевский квартал», общей площадью 720 га. Его разработчиком выступало французское архитектурное бюро Valode&Pistre, а девелопером должна была стать одна из структур ГК «Ренова» – «РеноваСтройГруп». Предполагалось, что микрорайон, расположенный в Камской долине будет, с точностью повторять складки платья танцовщицы из балета «Жар-птица», показанные на картине художника Льва Бакста. Тем не менее по разным причинам проект так и остался нереализованным.