Туризм по-пермски

Руководитель пермского туроператора «Затерянный мир» Евгений Кокшаров — о наплыве в край столичных туристов, продвижении пермского региона в масштабах России и перспективах внутреннего туризма на ближайшие 15 лет.

 Евгений Геннадьевич, опишите портрет современного туриста, предпочитающего отдыхать в пределах Пермского края?

— Это люди, не афиширующие свое материальное положение. В среднем в возрасте от 30 до 40 лет, люди умственного труда, умеющие при этом работать руками. Но главное — коммуникабельные, открытые, поэтому с ними очень комфортно работать. Трехдневные маршруты по краю на 90 % выкупают пермяки, из других регионов на 3 дня к нам, естественно, никто не поедет. В длительные туры по протяженным маршрутам в 70 % случаев ездят люди из других регионов. Во многом благодаря тому, что узнаваемость Пермского края растет. В этом году столичные туристы составили 30 % от общего потока туристов-водников.
Внутрирегиональным туризмом вы занимаетесь уже более 10 лет. Какие позитивные и негативные тенденции произошли в отрасли за последние годы?
— Среди позитивных я бы отметил увеличение туристического потока. Ежегодно он растет в среднем на 25–30 %. Рентабельность туристического бизнеса во многом строится за счет клиентского потока. Рост рентабельности почти прямо пропорционален росту потока. Если говорить о негативных моментах, то среди них на первом месте — отсутствие участия властей в развитии туристического потенциала региона.
Чем, по-вашему, власти должны помогать туроператорам?
— Нельзя сказать, что они не помогают вообще. Кому-то все же оказывают поддержку, но, что называется, «от случая к случаю». Нам за 18 лет работы надоело доказывать свою точку зрения каждому новому министру, ответственному за туризм. Периодически бывают порывы с их стороны изменить что-то к лучшему. Например, продвижение идеи создания экскурсионной программы «Чайный путь» в Кунгуре. Хотя я считаю ее полным провалом, поскольку больше одного дня в Кунгуре туристу делать нечего. Нам, туроператорам, нужна не материальная поддержка властей, а их участие в продвижении тех или иных проектов и туристических продуктов. Ведь по привлекательности Пермский край занимает далеко не последнее место. Тем более, есть определенный тип столичных туристов, которые поедут именно к нам, а не на раскрученный Алтай, потому что там туризм выше по уровню сложности, опаснее. В то время как на наших реках отдых гораздо менее экстремальный. Благодаря этому мы забираем у Алтая порядка 80 % туристов, приезжающих с запада России.
Вы говорили о продвижении качественных туристических продуктов на рынок. Каким образом их нужно позиционировать, чтобы жители других городов начали приезжать в Пермский край?
— Часть пиара мы уже получили. В большей степени за счет проекта «Хребет России» Леонида Парфенова и Алексея Иванова, которые раскрутили реку Чусовую. Однако это не единственный вариант, на ней много природных памятников, но ресурсы реки не безграничны. В крае есть много других, не менее интересных мест. Я знаю одного энтузиаста, Сергея Котельникова, который самостоятельно, из чистого интереса, создал путеводитель по реке Усьва. Что касается качества проработки материала — это отличный путеводитель, аналогов такого продукта я не видел. А по оформлению можно ставить лишь тройку. Власть не пошла навстречу, не стала проект финансировать, поэтому Котельников и сделал из него ровно то, что позволили ему собственные средства. Если создавать буклет о Пермском крае, он должен быть красочным, притягивающим взгляд. 
Рассчитывать на увеличение клиентских потоков за счет иностранных туристов пермские агентства, специализирующиеся на внутрирегиональном туризме, сегодня могут?
— В Прикамье действительно чаще стали приезжать иностранные туристы. Мы готовы с ними работать, но необходимо понимать, что для них поездка сюда сродни экспедиции на Северный полюс. Иностранцы боятся России. Да, некоторые приезжают к нам, но бессистемно. В лучшем случае это 200–300 человек за лето. В основном немцы, китайцы, аргентинцы. Пермский край на сегодня и понятие цивилизация в представлении иностранных туристов пока что вещи несовместные. 
Что реально нужно сделать властям, чтобы увеличить туристический поток в край?
— Требуется построить две дороги — от Красновишерска до Ваи и от Лысьвы до Кына. Это расширило бы возможности для открытия новых массовых маршрутов. Хотя, с другой стороны, отсутствие дорог сегодня — пока скорее плюс. Есть опасения, что если дороги все же сделают, то на новых маршрутах будет такая же помойка, как сегодня в Каменном городе. Памятник раскрученный, теперь все едут сюда, и из-за отсутствия какого бы то ни было экологического воспитания наибольший урон этому месту наносят сами туристы. 
Какие еще туристические места края сегодня находятся в критическом состоянии?
— Второе после Каменного города «место-катастрофа» в крае — это правый берег реки Чусовой, в районе железнодорожного вокзала. Это место окончания водного маршрута, и в выходные поток туристов там доходит до нескольких тысяч. Мы предлагали местным властям вывозить мусор, а сами были готовы за свой счет поставить мусорные контейнеры. Но никому нет дела до экологии, предложение так и осталось без ответа. И все же в сравнении с другими регионами у нас в крае достаточно чисто. В основном благодаря самим туроператорам. Реку Койву мы чистим 4 раза за сезон, Усьву очищает «Зеленый ветер», это их объект. Если место за кем-то закреплено, то оно, как правило, чистится. 
Много ли игроков в Перми занимается внутренним туризмом?
— Давайте говорить о законных участниках рынка. Сегодня в Перми их трое — «Затерянный мир», «Зеленый ветер» и тур­агентство «Солана». Законность туроператора можно проверить, заглянув в реестр туроператоров России. Сегодня там зарегистрировано порядка 40 пермских организаций. Большая часть из них зарегистрировалась ради бумажки. Раньше внутренним туризмом занималось больше компаний, однако удержаться в бизнесе сегодня тяжело. Внутренний туризм держится на потоке, а для его генерирования нужно снижать цены. Адекватная цена — это и есть главное преимущество туроператора на сегодня. Одни операторы устанавливают низкие цены за счет плохих инструкторов, старого снаряжения и дешевых продуктов. Другие идут по иному пути — берут качеством и потоком. Ведя корректную ценовую политику, получают большой наплыв туристов и хорошие прибыли. Мы сторонники второго варианта ведения бизнеса.
Есть ли потенциал для развития местного туризма на ближайшие 10–15 лет?
— Этот потенциал не просто есть, он огромен. Хочется верить, что появится горнолыжная база на Ослянке. Если кто-то возьмется чистить туда дорогу, туристы сами освоят гору. Тогда в Прикамье появится интереснейший туристический объект российского значения. Не обязательно строить подъемники, сегодня активно развиваются такие направления, которые не требуют подготовленных трасс, а наоборот — нужна целина. Еще одна надежда связана с реками: с тем, что по их берегам не будет платных туристических стоянок и ларьков. Третья надежда — дороги, а именно основные туристические магистрали. На 10–15 лет прогнозировать невозможно, на год-то вперед это сложно сделать. Могу сказать, что заниматься туризмом мы начали в 1994 году, сейчас уже 2012 год. Никаких коренных изменений за это время не произошло. Появилось 2–3 фирмы, которые стали активно заниматься внутренним туризмом, но это же стыдно, за столько лет! За 18 лет не появилось в крае горнолыжных баз хорошего уровня, а те, что функционируют, выглядят убого. Если туризм и дальше будет так развиваться — ждать каких-то коренных изменений бессмысленно.