Новый призыв

«bc» — о самых важных событиях первых заседаний нового Законодательного собрания, о самых богатых и влиятельных парламентариях и их лояльности к краевым властям.

Вопрос лояльности.

Парламент, который был избран в 2012 году, эксперты называли лояльным к г-ну Чиркунову. Впрочем, после первых заседаний регионального парламента у наблюдателей крепнет уверенность в том, что от вновь избранных депутатов можно и стоит ожидать сюрпризов. К слову, парламент, избранный в декабре 2006 года, тоже называли лояльным к Олегу Чиркунову. Однако первый созыв ЗС Пермского края подарил губернатору целую когорту оппозиционных парламентариев в лице депутатской группы «Солидарность». Напомним, тогда в состав этой группы вошел даже еще бывший в то время «единороссом» депутат Андрей Агишев. А само краевое отделение «Единой России» не спешило демонстрировать свою лояльность к губернатору, в итоге сломить сопротивление партийцев команде Чиркунова удалось только под конец срока полномочий прежнего ЗС. Операция закончилась отставкой Геннадия Тушнолобова с поста председателя партийного отделения «ЕдРа» в Пермском крае. Интересно, что сейчас краевое отделение партии возглавил депутат Алексей Чибисов, которого эксперты считают человеком Юрия Трутнева, а не Олега Чиркунова.

Первое лицо ЗС.

О том, кто же займет пост председателя Законодательного собрания, заговорили еще в середине срока первого созыва. Уже тогда было понятно, что Николай Девяткин, бессменный председатель Заксобрания, покинет свой пост , о чем он и объявил летом 2011 года. В качестве возможных кандидатур на пост спикера, помимо избранного в итоге Валерия Сухих, называли также экс-секретаря регионального политсовета «ЕР» Геннадия Тушнолобова и бывшего вице-спикера ЗС Игоря Папкова. Кандидатуру Валерия Сухих долго не согласовывало федеральное руководство партии «ЕР», и по мнению некоторых депутатов ЗС, так и не согласовали. Поскольку законом эта процедура не предусмотрена, у краевых властей действительно была возможность пойти ва-банк, проигнорировав теневые механизмы согласований с федералами.

Примечательно, что во время тайного голосования из 54 присутствовавших депутатов за утверждение Валерия Сухих председателем краевого ЗС проголосовало 40 парламентариев, против — 14. Такое количество выступивших против избрания г-на Сухих стало неожиданностью.

Вице-спикеры.

На состоявшемся на минувшей неделе заседании Законодательного собрания одними из центральных вопросов повестки было избрание трех замов председателя Законодательного собрания, председателей комитетов, их замов и составы комитетов.

Напомним, что еще в декабре рассматривался вариант увеличения количества замов с трех до четырех, так чтобы каждая фракция прошедших в краевой парламент партий могла претендовать на одно вице-спикерское кресло. Однако количество замов в итоге осталось прежним. Отметим, что в начале заседания ЗС все депутаты получили неподписанное пакетное соглашение. Его г-н Сухих назвал рекомендательным в ответ на последовавший от оппозиционного краевым властям депутата Вадима Чебыкина вопрос, кто видел этот документ до того, как он попал в руки всех парламентариев. В рекомендательном пакетном соглашении в качестве первого зама председателя ЗС предлагалось утвердить Игоря Папкова, а двое оставшихся вице-спикерских кресла резервировались за Сергеем Митрофановым и Лилией Ширяевой. Депутаты рекомендации явно проигнорировали. При выдвижении кандидатур на первую должность появились альтернативы. Себя выдвинул Алексей Бурнашов. А на должность второго зама вместе с депутатом Митрофановым претендовал председатель фракции КПРФ Геннадий Кузьмицкий. С трибуны коммунисты требовали справедливости и взывали к здравому смыслу: вторая по численности партия в парламенте остается без руководящих постов.

В итоге, за Алексея Бурнашова было отдано 26 голосов, за Игоря Папкова — 29, голосование было признано несостоявшимся, поскольку ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. В то же время места «рядовых» вице-спикеров достались рекомендованным на эти посты Сергею Митрофанову и Лилии Ширяевой. Если за первого проголосовали 35 депутатов (конкурент Геннадий Кузьмицкий набрал в итоге 19 голосов), то за вторую — 48 при 8 голосах «против». Отметим, что 5 лет назад выборы замов в первом созыве Законодательного собрания тянулись тоже достаточно долго. За место первого вице-спикера борьба разгорелась между Дмитрием Скривановым и Константином Окуневым. В итоге кандидатура г-на Скриванова была утверждена лишь со второй попытки.

Деньги и женщины.

Интересно, что в нынешнем ЗС среди депутатов, заявивших в избирком данные о собственных доходах, самыми богатыми оказались единороссы: Юрий Борисовец, Николай Демкин и Владимир Жуков. Их компанию разбавили, правда либерал-демократ Алексей Золотарев и самовыдвиженец Олег Ковалев. При этом самыми бедными оказались сплошь коммунисты: Ксения Айтакова, Евгений Желобович и Андрей Старков. (см. таблицы).

В итоге уровень социального расслоения между самым богатым и самым бедным краевого ЗС (Юрием Борисовцом и Ксенией Айтаковой) достигает 2098 раз!

Отметим, что нынешний состав Законодательного собрани — первый, в котором при распределении мест вице-спикеров был учтен гендерный баланс. Г-н Скриванов отметил, что это обязательно заметят иностранные делегации. Кандидатуру Лилии Ширяевой поддержали и ее бывший патрон в мэрии Перми, нынешний сенатор от Пермского края в Совете Федерации Игорь Шубин и экс-вице-премьер, ставшая депутатом, ЗС Елена Зырянова.

Комитеты.

Как и в прошлом созыве Заксобрания в нынешнем парламенте остается 5 депутатских комитетов. Во втором созыве краевого парламента было предложено создать комитеты по развитию человеческого потенциала, по экономическому развитию и налогам, по развитию инфраструктуры, по развитию территорий, по бюджету. Внесенные

председателями комитетов стали все те парламентарии, кто был предложен в «несогласованном пакте». Ими стали Сергей Клепцин, Елена Гилязова, Виктор Плюснин, Александр Бойченко и Елена Зырянова соответственно. Таким образом, все председатели комитета являются представителями партии «Единая Россия». И спикер краевого парламента получил максимальное влияние на работу комитетов.

При этом при распределении мест в комитетах, так же не обошлось без конфликтов. На места в комитете по законодательному регулированию человеческого потенциала претендовали сразу три депутата-коммуниста: Ксения Айтакова, Андрей Старков и Павел Макаров. Однако двух коммунистов в итоге все же оставили без излюбленной ими социалки.

Олег Подвинцев, политолог, профессор:

Самые сильные депутаты нынешнего состава ЗС, по вашей оценке?

— Время покажет. Героем последнего заседания, безусловно, был Алексей Бурнашов. Это и с точки зрения его выдвижения и того, что его поддержали 26 депутатов. Особенно удивительно, что комитет по развитию территорий, в котором, по всей видимости, будут приниматься все политические вопросы, поставили опытного, но пассивного депутата. Вполне вероятно, что касается формальных лидеров в Законодательном собрании — руководителей фракций, замов председателя, то скорее всего лидеры в Законодательном собрании будут неформальные. Это относится ко всем фракциям, за исключением фракции КПРФ. Фракция «Единой России» будет разрываться на группы, можно говорить с уверенностью о том, что единство фракции обеспечено не будет.

Кого из депутатов ЗС и какие фракции можно считать оппозиционными?

— Безусловно, не все в равной степени, но в большинстве своем оппозиционеры сконцентрированы во фракции КПРФ. Хотя и отмечу, что депутаты в КПРФ очень разные, и сегодня для фракции важно, в первую очередь, наладить слаженную работу. С партией ЛДПР вообще ситуация непонятная — там очень много темных лошадок. В «Справедливой России» есть совсем не лояльные и совсем лояльные депутаты. «Единая Россия» представляет собой лоскутное одеяло, которое будет разрываться и чем дальше, тем больше. Поэтому ядром оппозиции станет фракция КПРФ и часть депутатов от «Единой России». Сегодня раскол между оппозицией и лояльными депутатами проходит не в плоскости границ сформировавшихся фракций.

Как вы оцениваете тот факт, что коммунистам не досталось ни одного руководящего поста?

— Последние события на Законодательном собрании показали, что сегодня три парламентские партии объединились против КПРФ. Отмечу, что произошло это вопреки тенденциям в стране. И в первую очередь, имею ввиду пермскую фракцию «Справедливой России», которая сегодня фактически оказалась на стороне «Единой России». Эти действия позволили изолировать фракцию КПРФ. И такая изоляция КПРФ — свидетельство не только того, что власти решили не руководствоваться здравым политическим смыслом, а и того, что они не учли волеизъявление избирателей, которые отдали коммунистам более 20 % своих голосов. Современные концепции политического представительства предполагают участие всех основных политических сил, опирающихся на большинство, в принятии решений. И в первую очередь, это касается парламентов.

Николай Иванов, политконсультант:

Самые сильные депутаты нынешнего состава ЗС, по вашей оценке?

— Из избранных вице-спикеров самым сильным мне пока представляется Лилия Ширяева от «Справедливой России». Считаю, у нее большой потенциал. Объективно силен Валерий Сухих — в силу занимаемого поста, хотя как спикер он пока уступает всем своим предшественникам: Евгению Сапиро, Юрию Медведеву и Николаю Девяткину. Видимо, сказывается отсутствие опыта — его у Валерия Сухих не было с 2003 года, когда он покинул пост председателя Пермской городской думы.

Из оппонентов краевых властей самым сильным мне представляется Алексей Бурнашов. Он выступил с очень сильной речью в ходе своего выдвижения в первые вице-спикеры, что помогло ему получить 26 голосов. Вообще, г-н Бурнашов — главный герой первых двух пленарок. Считаю, он подхватил знамя главного противника краевых властей после того, как прежний знаменосец Константин Окунев оказался за пределами ЗС. Несмотря на то, что он был избран в краевой парламент от ОНФ, Алексей Бурнашов ведет себя как лидер региональной оппозиции. Считаю, у этого человека большое политическое будущее.

Что до остальных депутатов, то ярких фигур влияния в нынешнем Законодательном собрании меньше, чем в прошлом. К ним, на мой взгляд, можно отнести Дмитрия Скриванова, Геннадия Кузьмицкого, Вадима Чебыкина, Алексея Луканина, Ирину Корюкину, Владимира Нелюбина, Геннадия Тушнолобова, Игоря Шубина, Александра Лейфрида, Юрия Борисовца. Потенциально серьезной фигурой влияния может стать Александр Мотрич — за ним Андрей Кузяев.

Кого из депутатов ЗС и какие фракции можно считать оппозиционными?

— Будем говорить об оппозиционерах Олегу Чиркунову. Номер один здесь сегодня — Алексей Бурнашов, второе и третье места делят Геннадий Кузьмицкий и Вадим Чебыкин. Потенциальные сильные оппоненты — Ирина Корюкина, Юрий Борисовец.

Думаю, что лидеры фракций «Справедливая Россия» и ЛДПР будут следовать в фарватере политики нынешнего губернатора. Лидеры КПРФ будут четко оппозиционны курсу региональных властей. Самая сложная задача — предсказать стратегию «ЕР» в отношении краевой власти после того, как и. о. регионального секретаря стал Алексей Чибисов, который всегда отличался самостоятельностью и слабой управляемостью со стороны администрации губернатора. Думаю, наша «Единая Россия» будет вести достаточно самостоятельную политику, стараясь дистанцироваться от власти. И, кстати говоря, это дает партии шанс стать реальной силой в краевом парламенте и оказывать серьезное влияние на принятие решений.

Как вы оцениваете тот факт, что коммунистам не досталось ни одного руководящего поста?

— Считаю, что это неправильная стратегия. Надо было взять нашему ЗС пример со старших товарищей из Госдумы. Там «Единая Россия» повела себя очень мудро: специально был придуман пост второго первого вице-спикера, который занял выдвиженец КПРФ Иван Мельников. И должности председателей комитетов были поделены ровно в той пропорции между партиями, какие проценты они получили на выборах. Хотя формально «ЕР» могла не учитывать мнение других фракций — ведь в Госдуме у партии простое большинство. Считаю, что отказ от пакетного соглашения с коммунистами в ЗС ПК — это плевок в сторону тех избирателей Прикамья, которые отдали свои голоса КПРФ. А их в регионе оказалось очень много — особенно в Перми.