Веселые картинки
На Пермской ярмарке в очередной раз прошла выставка «Арт-Пермь».
Посещение выставки «Арт-Пермь», которая работала на Пермской ярмарке всю минувшую неделю, одновременно и огорчило, и порадовало. Повод для огорчения (опять хуже, чем в прошлом году!) постоянен для нескольких последних лет работы «Арт-Перми». Истоки этого недовольства теряются в начале 90-х, когда культурный ландшафт Перми был необычайно скуден, а редкими выставками пермяков могли порадовать лишь художественная галерея да Центральный выставочный зал. На этом фоне огромные залы ярмарки, наполненные работами самых разных художников, казались окном в другой мир. Все жанры и стили, самоучки рядом с академическими мастерами, плетеная береста рядом с эмалями — все было перемешано, все вызывало споры и огромный интерес. В то время на «Арт-Пермь» ходили по несколько раз. Сегодня культурное пространство Перми наполнилось новыми институциями, появились частные галереи, арт-объекты теперь стоят даже на улицах, а уж количество выставок увеличилось многократно. И нынешняя «Арт-Пермь», перестав претендовать на то, чтобы быть ярким событием в художественном мире, наконец заняла свою нишу: это выставка арт-работ, которые хорошо продаются, что, собственно, и соответствует основному назначению Пермской ярмарки. И это хорошо, по крайней мере не надо притворяться.
Если раньше за картинами с кошечками, цветочками, девочками и елочками в снегу надо было идти в правый зал, где располагались народные мастера, то теперь это все в изобилии есть в основной экспозиции, поставлено на поток и выполнено профессиональными художниками. Венчает все эти красивости экспозиция московского гостя — Никаса Сафронова, изобретателя нового стиля «dreamvision», которого критика величает королем глянца и гламура, и который, как говорят, по продажам обогнал всех российских художников.
Изменения произошли и в правом зале, народные мастера сдались без боя, участие в выставке им, видимо, уже не по карману, и большинство мест заполнено поточными бусами, бижутерией, игрушками, сувенирами, вязаными шапками и прочей галантереей. В общем, все как написано на рекламе продаваемой там женской одежды — «оптом от производителя».Правда, если долго ходить, то можно обнаружить хулиганские картины, на которых вождь мировой революции и советский генсек сидят с обнаженной дамой, в которой угадывается намек то ли на Рембрандта, то ли на Рубенса, или чудака-продавца, который распечатывает старинные карты для украшения интерьера, но это, пожалуй, и все.
Но все же на выставке есть что посмотреть, и кроме интерьерных картин. В формировании выставочного пространства преобладал проектный подход — и зрители от этого только выиграли. Так антиквары оформили свою уютную экспозицию в виде интерьера пермской квартиры позапрошлого века.
Если проект Союза художников России «Образ и цвет» названием скорее маскировал обычную выставочную сборку картин, то проект «Оливье», в котором участвовали Владислав Дегтев, Валерий Подкуйко, Юлия Лушникова, Наталья Корчемкина и другие, действительно был наполнен ассоциациями, возникшими в сознании художников при виде новогоднего салата. Не выпадала из общего смысла проекта и картина Максима Титова «Сука-любовь», на которой в поцелуе слились Марат Гельман и Борис Мильграм.
Многие зрители останавливали внимание на проекте «Привычка жить» Татьяны Нечеухиной. По словам художницы, в серии полотен она пыталась найти общий язык с окружающим миром и действительностью, существующей где-то рядом, но при этом являющейся реальностью каждого дня.
Реалистическая живопись с деревенским колоритом и примесью этнографии стали залогом большого интереса посетителей выставки к проекту «Маша остается жить у бабушки». Куратор проекта собрал картины художников Казани, Перми, Красноярска, объединенные яркими красками и эмоциями.
Но самый удачный кураторский проект, это, конечно, «Автопортрет+», в котором участвовали художники трех городов, в том числе из Перми. Всем им кураторы поставили условие: автопортрет должен быть нарисован в характерном стиле, иметь размер 40х50, а главное, передавать индивидуальное сходство. Все удалось — и в экспозиции академически-живописный Максим Каеткин соседствует с условно-графичной Ольгой Махатой, а воздушная фея Анна Барская — с гипсовой маской Александра Грекова. Все 52 автопортрета разместились на одной стене, и это напоминает разноцветные иконки на рабочем столе компьютера. Прикосновение к каждой иконке открывает свою программу, свою историю, свою жизнь.
Разумеется, вне конкуренции на «Арт-Перми» была экспозиция Пермской художественной галереи, которая под лозунгом «Век ХХ, мы собрали лучшее» начала свой юбилейный 90-й год. Но это уже совсем другая история.