Время специализации
Александр Флегинский, собственник сети Very Velly в интервью «bc» — о том, сколько еще в Перми можно строить кинотеатров, почему пришлось отказаться от мультиплекса в Пензе, и на чем стоит специализироваться.
Александр Евгеньевич, вы были одним из пермских бизнесменов, кто выбрал для себя в качестве специализации киноиндустрию. В этом бизнесе вы с 1999 года. Как оцениваете сегодня этот рынок, точка насыщения достигнута?
— Мы регулярно делаем социологические опросы, привлекая для этого профессиональные команды, и получаем исчерпывающую информацию о том, как пермяки относятся к кино, насколько востребована эта услуга, нужны ли еще кинотеатры, чем жители довольны, а чем нет.
Существующий сегодня кинобизнес в Перми соответствует желанию людей туда ходить. Иначе говоря, предложение сегодня соответствует спросу.
Думаю, что желание у пермяков будет немного расти. Привычка ходить в кино прививается. Общий трафик в предстоящие пять лет вырастет, судя по нашим замерам, процентов на 40. Оперируя этими данными и прогнозами, можно сделать вывод, что в Перми еще возможно построить один многозальный кинотеатр. Но я пока не вижу подходящего места и проекта.
И очевидно, что это место не в Закамске? Учитывая, что ваш кинотеатр «Рубин» давно выставлен на продажу и в прошлом году был закрыт. Кинотеатрам в Перми быть только в центре?
— Мне часто задают этот вопрос. Видимо, и это обычное явление: когда что-то теряешь, лишь тогда начинаешь это ценить, хотя, может быть, сам утраченной вещью или услугой вовсе и не пользовался. Я разговаривал с людьми, которые занимались кино еще в советское время. Закамские зрители никогда не радовали свой кинотеатр частыми посещениями. Даже в то время, когда город не давал киноальтернативы, и на первом этаже самого большого на тот момент в Перми и главного кинотеатра «Кристалл» продавали калоши, а дорога из Закамска в центр города была безобразной, и по ней курсировали автобусы всего двух маршрутов: № 6 и № 39.
А сегодня в центре открылось много торгово-развлекательных комплексов, кинотеатров — город в принципе стал интереснее. Да и дорога из Закамска перестала быть бедой. Сегодня у всех полно машин.
У нас есть четкое понимание, основанное на данных соцопросов и многолетнем опыте, что жители Закамска едут отдыхать в центр. Они не рассматривают свой район с точки зрения места для отдыха и досуга в той мере, которая достаточна для того, чтобы кино там могло быть бизнесом. Мы закамский кинотеатр «Рубин» дотировали много-много лет, но такая социальная нагрузка навсегда нам не по карману. Если посмотреть по структуре доходов этого кинотеатра, то 30 % примерно приносил пивной бар, еще 30 — бильярд, и ту же треть — кино, при том, что на кино приходятся основные финансовые затраты.
Пока мы «Рубин» не продали, но мы не расстраиваемся и не исключаем, что может и сами придумаем, во что его переформатировать.
Сегодня в Камской долине заявлено два проекта торгово-развлекательных центров. В них бы мог разместиться кинотеатр?
— Если там будет подобран хороший пул арендаторов, и эти ТЦ будут посещаемы, то в общем да, место хорошее. К нам однако никто из девелоперов, реализующих или планирующих проекты в этом микрорайоне, с предложениями на эту тему не обращались.
Как, по вашим ощущениям, чувствуют себя федеральные игроки рынка сетевого кинопроката? Есть ли разница в ведении бизнеса, когда у тебя небольшая компания, как Very Velly, и когда сеть крупная, как, например, «Синема Парк»?
— Сегодня мы занимаем больше 50 % пермского рынка, если ориентироваться на такие показатели, как выручка и посещаемость. С моей точки зрения, федеральные сети, которые работают в городе, относятся к Перми равнодушно. Для федералов главное — построить больше кинотеатров, нежели улучшить что-то существующее. Акцент делается на количество, а не на качество. Они ставят планы прежде всего по экстенсивному росту своих сетей, по их расширению, рисуют удвоение и утроение территорий присутствия ради увеличения капитализации бизнеса и его последующей перепродажи. Эта модель развития, предполагающая безудержный рост сети, для Very Velly, которая ставит во главу угла эффективность каждого своего кинотеатра, не подходит.
Недавно вы заявили, что отказываетесь от проекта в Пензе. У вас осталось желание развивать кинобизнес именно в сетевом формате?
— Дело в том, что произошли определенные изменения в сознании владельцев торгово-развлекательных комплексов. Еще недавно, когда девелопмент коммерческой недвижимости находился в фазе своего становления, инициаторы проектов ТРК жадно осваивали соответствующую терминологию, такую как якорные арендаторы, генераторы потоков. Тогда они знали, что доход с метра, как в магазинчике, мы генерировать не можем, но зато в состоянии генерировать поток. Однако сейчас они об этом стали забывать. Сегодня это общероссийский тренд, который ничего хорошего кино не дает. За аренду площадей для мультиплексов выставляют очень большие цифры. А учитывая, что в России порядка 10 федеральных сетей, и все они мечтают укрупниться и продаться, аппетиты девелоперов ТРК лишь подогреваются из-за этого почти ажиотажного спроса. В итоге из-за этого спешного и форсированного развития в некоторые российские кинотеатры, сделанные на скорую руку, даже стыдно заходить. Мы же на фоне всего происходящего за прошлый год отказались выходить на новые площадки, не смогли договориться ни по одному новому проекту.
Какие города вы считаете наиболее перспективными для развития сетевого кинопроката?
— Мы считаем, что есть смысл строить кинотеатры в городах с населением не меньше 600 тыс. жителей. Стоит сказать, что ходить в кино это та потребность, которая во многих городах России до сих пор не сформирована из-за того, что в свое время массово позакрывались советские кинотеатры. Люди в итоге просто забыли, что такое ходить в кино. В таких местах требуется не менее года работы хорошего кинотеатра, чтобы потребитель наконец вспомнил, что это за досуг и вошел во вкус. В глубокой стадии проработки у нас находились проекты в Пензе и Омске, но в итоге из-за уже названных проблем от этих проектов пришлось отказаться. Сейчас мы активно работаем по Санкт-Петербургу. В то же время стремимся искать только беспроигрышные площадки, чтобы на их базе создавать достойные кинотеатры. При этом предложения о размещении мультиплексов от представителей ТРК и брокеров получаем каждый день.
Девелоперский бизнес вы рассматриваете как основной для себя? Ранее вы объясняли продажу активов в вертолетном бизнесе и в агросекторе как необходимость освободиться от непрофильной деятельности?
— Да, мы продали и вертолетный бизнес и сельскохозяйственный. Будем сосредотачиваться только на кинобизнесе и девелоперских проектах, которых у нас достаточное количество. Сегодня время специализации. Нельзя объять необъятное. Я изначально девелопер, и у меня на сегодня собран портфель из проектов лет на 10 вперед. Копить их дальше тоже нецелесообразно. Хочется реализовать их при жизни. У детей и внуков должна быть собственная мотивация. Из приоритетных на этот год проектов — торговый центр «Ленком» на пересечении Компроса и Кирова и жилое здание на Пушкина за «Муравейником». Сегодня мы работаем над концепциями этих объектов, чтобы сделать их коммерчески привлекательными. На площадку «Ленкома», надеюсь, выйдем в октябре этого года. Третий приоритетный проект в сфере девелопмента — коттеджный поселок на правом берегу Камы. Ниша эта перспективная, и местоположение будущего объекта представляется весьма удачным.
Когда-то вы вели переговоры с компанией McDonald's о размещении первого заведения этого оператора в Перми в «Кристалле». Не жалеете, что не удалось тогда с ними договориться?
— Видите, McDonald's не платит больших денег арендодателю. Он генерирует потоки. В «Кристалле» им хотелось занять весь холл, что было для нас неприемлемо. Но я очень рад, что McDonald's в итоге встал в ЦУМе, недалеко от места строительства будущего «Ленкома».
Вы говорите о большом количестве проектов, однако экономические прогнозы многих заставляют наоборот от проектов отказываться. Вас это не останавливает?
— Понимаете, в прогнозах много от лукавого. Никто хорошо не разбирается в макроэкономике. Сегодня, сколько прогнозов, столько и заблуждающихся. Я знаю, что изменения будут. Но сейчас пока бизнес развивать можно, и банки кредиты дают. Люди что-то покупают в магазинах и ходят в кино. Волков бояться — в лес не ходить.