Улица антисоветская

Совет по топонимике при главе города отчитался об итогах своей деятельности, наметил ближайшие «цели» и был обвинен в политической ангажированности.

31 января в Доме журналиста состоялась пресс-конференция, на которой представители Совета по топонимике, комитета по культуре и управления общественных отношений решили напомнить жителям Перми, с чем связан бум переименований центральных улиц города. По словам организаторов мероприятия, многие жители Прикамья до сих пор не понимают, зачем переименовывают улицы, и связан ли возврат исторических названий улиц с отказом от недавнего прошлого. Однако в итоге пресс-конференция приобрела формат то ли отчетного заседания, то ли судебного процесса.

Владимир Гладышев, председатель городского клуба «Пермский Краевед» и постоянный член совета, напомнил, что ныне в своей деятельности совет руководствуется решением Пермской городской думы № 19 от 29 января 2008 года. Г-н Гладышев рассказал, что Пермь насыщена неактуальными и «вредными» для ее имиджа топонимами. «Это понимают все. В совет часто поступают обращения и письма от сознательных жителей или инициативных групп — с этого момента и начинается наша работа. Мы рассматриваем обращения, анализируем ситуацию, опрашиваем жителей. Когда общественное мнение подготовлено, принимается окончательное решение», — объяснил Владимир Гладышев. По такому сценарию развивались события с улицами Петропавловской, Монастырской, Екатерининской (ее переименование краевед назвал операцией «Дебольшевизация») и многими другими. Всего за время работы Совета по топонимике были изменены названия около двадцати пермских улиц.

Спикеры дали понять, что главное в этом деле не перегибать палку. Например, решение об отказе сделать площадь Карла Маркса площадью Европы связано с тем, что, во-первых, площадь не лежит в черте исторического центра города, а во-вторых, посвящена выдающемуся мыслителю и философу, признанному и почитаемому во всем мире. Чуть иная ситуация — с Комсомольским проспектом, который, по идее, должен быть переименован в Кунгурский. «Но название проспекта соответствует его содержанию. Здесь высока концентрация построек «сталинского ампира», улица по-настоящему оформилась именно в Советскую эпоху, поэтому лично я выступаю против переименования», — поведал Владимир Гладышев.

Но даже так совету не удалось избежать обвинений в намерении изжить коммунистическое прошлое Перми. В частности претензии общественности касаются религиозного «ребрендинга» Коммунистической (Петропавловская, в честь одноименного собора), Орджоникидзе (Монастырская) и прилегающего к ней сквера имени Мамина-Сибиряка (Соборная площадь). Спикеры уверили, что никакого клерикального заговора здесь нет. Упомянутые названия были выбраны по тому же принципу, по какому улица Большевистская была переиначена в Екатерининскую, а не Редутскую (изначальное наименование), то есть был выбран топоним, сопутствующий ей дольше остальных.

Не обошлось и без попытки разоблачения. Понятно, что главными противниками изживания из городской среды советского прошлого выступает местное отделение КПРФ. На пресс-конференции присутствовал член партячейки Сергей Вилисов. Молодой коммунист, проведший, по его словам, детальное расследование, утверждает, что улица Кирова была переименована в Пермскую необоснованно и никак не сообразуясь с решением гордумы от 29 января 2008 года. «В данном случае речь не идет о возвращении улице исторического названия. Далее, инициатива по переименованию, как этого требует заведенный порядок, исходила не от заинтересованной группы граждан или жителей, а от некоей автономной некоммерческой организации «Новый город», возглавляемой Антоном Воронцовым — помощником депутата городской думы Василия Кузнецова. Вызывает сомнение и необходимый срез общественного мнения, по моим сведениям, никаких опросов не проводилось, соответственно, налицо грубое нарушение законодательства», — заключил г-н Вилисов. Коммунист сделал вывод, что переименование ул. Кирова в Пермскую было мерой пиара фестиваля «Белые ночи», то есть абсолютно политическим ходом.

Однако Сергей Боталов, заместитель начальника управления общественных отношений аппарата Пермской городской думы, поспешил уверить Сергея Вилисова, что все необходимые формальности были учтены, а закон не запрещает давать объектам городской среды новые названия.

В конце встречи Владимир Гладышев уведомил, что Совету по топонимике еще есть к чему стремиться. На повестке дня вскоре могут оказаться улицы Каляева (в честь Ивана Каляева, члена партии социалистов-революционеров, в 1905 году убившего князя Сергея Романова), Розалии Землячки (революционерка, один из организаторов красного террора), МОПРа (Международной организации помощи борцам революции).

Самым же грандиозным шагом совета может стать появление на карте города улицы Покровская (сегодняшняя Ленина). Однако Владимир Гладышев резонно напомнил, что вокруг этого потенциального переименования уже сейчас вспыхивают ожесточенные споры, и каждая из сторон приводит вполне логичные аргументы, поэтому решить такие споры может лишь общегородской референдум. Однако Геннадий Кузьмицкий, председатель фракции КПРФ в Законодательном собрании Пермского края усомнился в подобных перспективах: «Редко когда такие вопросы решаются легитимно. Если улицу Ленина решат переименовать, то преградой такому решению не станет никакой референдум. Максимум, на что сподобится власть, — это провести мнимый опрос нескольких сот горожан. А референдум — это прежде всего финансовые затраты, которые никому не нужны».