Наивно. Супер
Новая выставка в Пермской галерее открылась в условиях невиданного ажиотажа.
29 марта в Пермской государственной художественной галерее стартовала выставка наивного искусства. В ее рамках была представлена экспозиция наивного реализма в искусстве Пермского края XVII-XXI вв., в том числе коллекция будущего Музея советского наива.
Спектр экспозиционного материала широк — от крепостного портрета через лубок и наивную икону к живописи признанных мастеров советского и российского наива. Надежда Агишева, один из инициаторов мероприятия, охарактеризовала «фигурантов» выставки людьми, пытавшимися остаться самими собой. Главным их устремлением было сохранить непредвзятость и чистоту взгляда и мысли — только так можно рисовать «от души».
Во времена, когда обвинения в непрофессионализме становятся пыткой для любого уважающего себя художника, увлечение творческой общественности наивом выглядит как минимум странным. Тем не менее, наив покупают, коллекционируют и экспонируют. Притягательность ему, очевидно, обеспечивает бросающаяся в глаза простота. «Я также смогу нарисовать», — говорят в таких случаях, но в этот раз подобное звучит не как укор, но комплиментарно.
Наивное искусство действительно проистекает «из народа» — незамутненное, нарядное, без претензий. Показательными в этом смысле являются работы Рудольфа Тюрина, уроженца Кизела, самоучки и одного из самых узнаваемых художников Прикамья. Сюжеты некоторых картин отдают соцреализмом, но все же в них намного больше детского восхищения окружающим миром, чем социального или властного заказа. На портретах Тюрина — примитивных и одновременно значительных — лица людей, знающих ровно столько, сколько и мы, но при этом не сомневающихся в своей жизни.
Такая же многогранность прослеживается и в полотнах другого признанного (не только учебниками по художественной культуре, но и коллекционерами) мастера — пейзажиста Эдуарда Солодкова. Кто-нибудь может решить, что перед ним реалистическая живопись, и лишь детали (пейзаж, будто бы подготовленный для съемок романтической сцены, представители животного мира, замершие в неправдоподобно величественных позах) являются маркерами наива.
Выставка, названная «...И тебе откроется мир» отчасти стала презентацией Музея советского наива — уникального частного музея, ориентированного на сохранение, изучение, популяризацию советского наивного искусства. Новый музей — проект пермских коллекционеров и попечителей искусства Надежды и Андрея Агишевых. Основой музейной коллекции стали произведения художников наивного искусства и художников-аутсайдеров, созданные в 1970–1990-е годы. Одна из стратегических линий развития музея — исследование феномена наивного советского искусства и введения в научный оборот новых имен.
«Запуск» выставки в ПГХГ состоялся в день бесплатного посещения. Открытие собрало невиданное количество посетителей, что кажется вполне закономерным — выставки подобного формата, масштаба и направления общедоступны, доходчивы и потому перспективны. Инициатива организации мероприятия, исходившая от частных лиц, доказывает наличие в городе нескольких центров творческого влияния.