Форум, такой форум

Чем запомнился VIII Пермский форум, в чем его отличия от предыдущих семи, и о чем стоит жалеть тем, кто его пропустил.

Форум с приставкой не-.

Из названия VIII Пермского форума исчезло определение «экономический». Организаторы подчеркнули, что намеренно не стали ограничивать себя сугубо экономическими вопросами. Губернатор Олег Чиркунов в своем приветственном слове вспомнил, что постепенное расширение круга рассматриваемых на форуме проблем уже стало тенденцией. По его словам, первый форум, прошедший в 2005 году, был даже не экономическим, а налоговым, то есть затрагивал еще более узкоспециализированные темы.

«Проблемы экономики не кроются в самой экономике, и для их решения необходимо рассматривать все сферы жизни общества. Мы, экономисты, предпочитаем пошире», — поддержал Олега Чиркунова руководитель консультативной рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан.

По мнению завсегдатаев, не первый год посещающих мероприятие, форум 2012 года стал не только не экономическим, но и не пермским — региональная повестка в темах круглых столов и дискуссионных площадок практически отсутствовала. В своем выступлении директор по макро­экономическим исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Алексашенко философски заметил, что целью VIII Пермского форума станет обсуждение того, «куда идет корабль под названием Россия». Про лодку Пермь — ни слова. Так что реплика г-на Алексашенко о том, что в следующем году из названия форума можно будет убрать еще одно слово, была истолкована залом вполне однозначно.

Весь свет.

По своей атмосфере мероприятие более походило не на рабочую площадку, а на светский салон или ярмарку тщеславия — вместо солидных бизнесменов длинноногие девушки на шпильках, блогеры и представители креативного класса, вместо решения реальных проблем — кружки по интересами и кулуарные диспуты. В итоге предприниматели разочаровались, а тусовщики остались довольны.

Первый-второй. Пленарное заседание по вопросам формирования «Открытого правительства», прошедшее в первый день, стало практически единственным «серьезным» мероприятием форума. После него участники разбрелись по залам, где до вечера делились друг с другом идеями, как сделать жизнь в стране лучше. Участников было заметно меньше, чем в прошлые годы. Организаторы форума отметили, что многие из зарегистрировавшихся так и не добрались до пункта назначения. Например, Иван Колпаков даже доехал до Перми, о чем не преминул сообщить в своем твиттере, но на форуме так и не появился. Хотя был заявлен организаторами как один из докладчиков на дискуссии о судьбах СМИ.

Многие жаловались, что первый день вышел скучным, и возлагали большие надежды на обширную программу второго.

Второй день эти надежды вполне оправдал. Некоторые залы были переполнены, а дискуссии проходили крайне эмоционально. Отчасти это было связано с целым рядом злободневных тем и звездных экспертов, отчасти с тем, что на второй день на форум пускали всех желающих. Самым ярким мероприятием второго дня стал деловой завтрак «Люди, которые пишут книги» — количество желающих послушать про смерть литературы в современном мире поражало воображение. «Если сравнить книгу и блог, то понимаешь, что ты никогда не издашь книгу таким тиражом, сколько человек в день тебя читает в блоге», — отметил Олег Чиркунов.

Увлекательной оказалась и дискуссия о том, как СМИ могут влиять на жизнь в стране. «Я верю в институты. Я не верю в случайно проявленную милость царей. У нас абсолютно не проработана та часть законодательства, которая принуждает реагировать на публикации СМИ. Это реально существующая проблема», — резюмировал главный редактор www.forbes.ru. Роман Баландин.

Группа быстрого реагирования.

Многие участники форума рьяно вели репортажи и в режиме реального времени отписывались в твиттере о своих ощущениях. «bc» выбрал из всего многообразия мнений самые показательные:

— Черт, я действительно завидую. Я же ни разу в жизни вживую губернатора не слышала, исключительно интерактивное общение. :)

— Съездила 2 раза на #permforum, поцарапала машину... день «удался».

— Прочитал в тви и хочу на #permforum обсудить «Создание государственных лечебниц для слабоумных депутатов». Какой-то мужик в белой каске пришел.

— Рядом сидит живая Сорокина. Прям, как телевизор.

— Есть ощущение, что в пресс-центр большая часть людей ходит просто есть.

— #permforum в целом — адское Шапито! Взрослые люди, большинство не работает, болтовня, мыслей почти нет, взаимное любование и уверенность.

— #permforum — оплот и национализма, и толерантности. Вот он — свободный диалог xDDD.

— Еду на #permforum на такси. Прислали гребную девятку, бампер привязан веревочкой. Осталось покрасить в желтое.

— Мужик 10 минут говорит, а самое запоминающееся — как он «на моторке через футбольное поле ехал». #permforum такой форум, такой пермский.

— Я не пошел на #permforum, потому что не успел бы поесть блинов и посмотреть Спанч Боба. А так, это очень важное мероприятие для города.

— В общем #permforum 2012 — это очередная демонстрация трухлявой бюрократической системы и тотального разделения власти и общества.

Обманутые надежды.

Перестав быть экономическим, Пермский форум сразу же стал экономичным. Главным ударом для многих участников оказалось то, что в этом году на форуме не кормили. Отсутствие горячо ожидаемого и всеми любимого обеда было воспринято как личная обида и предательство былых идеалов.

Во время перерыва в залах Пермской ярмарки можно было заметить людей с потерянными лицами, которые не могли поверить, что на этот раз их лишили радости фуршета. Чуть больше повезло представителям СМИ, их в пресс-центре ждали бесплатные булочки и кофе.

Так что, когда на второй день участников форума все же пригласили на деловой завтрак, те некоторое время ходили между столами, затравленно озираясь и не веря своему счастью.

Не достались участникам VIII Пермского форума и портфели — традиционный подарок от организаторов, которым многие щеголяли и после мероприятия, демонстрируя свою причастность.

Отказ от привычных ритуалов можно объяснить необходимостью экономии, с которой столкнулись устроители. Вместо 120 млн рублей, выделенных на проведение форума в 2011 году, в 2012 году, по информации, полученной от организаторов, бюджет составил всего 80 млн.

Воображаемое правительство.

Центральной темой первого дня стало обсуждение наработок по формированию «Открытого правительства» и планов по преобразованию качества госуправления. При всей серьезности вопроса грандиозные перспективы, нарисованные разработчиками концепции «Открытого правительства», сделали общую картину излишне идеалистичной. В итоге тезисы, звучавшие на заседаниях рабочих групп, были встречены с большим скепсисом — не как реальные предложения, а как досужие фантазии. Ярким примером высокого градуса энтузиазма некоторых участников форума стали слова председателя некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яны Яковлевой, выступавшей на заседании рабочей группы «Защита прав граждан»: «Мы сейчас говорим о том, что в 2020 году это будет другая страна, и в этой другой стране чиновники не врут. Мы здесь все оптимисты». На что журналист Ольга Романова тут же парировала: «Не все!»

Об общем настрое говорят результаты опроса по предварительным итогам работы «Открытого правительства» — больше трети участников не верят, что, создавая «Открытое правительство», власти стремились получить реальный механизм обратной связи. Две трети считают, что проект никак не повлияет на качество госуправления в стране.

Градусы.

При всей светскости мероприятия вокруг некоторых тем VIII Пермского форума разгорались нешуточные страсти. Один из участников заседания по итогам первого дня форума заметил: «Такой высокий градус дискуссии, что микрофоны гибнут».

Не обошлось и без скандала. Яркое появление на Пермском форуме Алексея Бессонова невозможно было не заметить — его возмущенные крики из холла практически перекрывали голоса докладчиков в зале. Оказалось, что представители полиции пытались не пропустить г-на Бессонова на пленарное заседание по вопросам формирования «Открытого правительства». Однако позже ему все-таки удалось войти в зал и после недолгих увещеваний даже заполучить микрофон.

Тирада г-на Бессонова, впрочем, оказалась на удивление скромной. Он пожурил выступающих за непунктуальность (открытая дискуссия началась на полчаса позже заявленного времени), а также назвал выступление губернатора Олега Чиркунова «ужасным». «Я понимаю, что вы по образованию инженер, но пусть о государстве и праве рассуждают все-таки юристы. Это не ваша тема», — заявил Алексей Бессонов. После чего практически добровольно расстался с микрофоном и больше не подавал голоса.

Интересно, что в отличие от Алексея Бессонова, пусть не с первой попытки, но все-таки прорвавшегося на Пермский форум, Андрею Агишеву было отказано даже в аккредитации.

Политическое происшествие первого дня приятно дополнил светский конфуз дня второго: заседание секции «Культура» началось с того, что зал покинул директор магазина «Фаланстер», Борис Куприянов, заявив с трибуны, что не может присутствовать в одном зале с писателем Эдуардом Багировым, скандально известным своими сомнительными выходками.

Годные личности.

Каждый посетитель VIII Пермского форума получил возможность сделать свой маленький вклад в историю. Среди участников было проведено голосование, определившее результаты «Струве-рейтинга», целью которого было подчеркнуть роль личности в истории и выделить события и инициативы, оказавшие наиболее сильное влияние на жизнь страны.

Участники форума решили, что самым важным событием для России стала волна массовых митингов и протестов против результатов выборов, самой значимой общественной инициативой — акция «Белая лента», а «Человеком года» — неожиданно, учитывая, что среди номинантов был Алексей Навальный, стал майор Солнечников. Сергей Алексашенко прокомментировал такое отклонение от политического курса тем, что у участников форума очень правильная расстановка ценностей и приоритетов — политика политикой, а человеческая жизнь важнее всего.

Напоследок.

Почти в каждой дискуссии в разных контекстах всплывала мысль о том, что проекты должны переживать своих создателей. При этом многие подразумевали уход Чиркунова с поста губернатора и дальнейшую судьбу форума. В воздухе витало ощущение, что спустя какое-то время про Пермский форум 2012 года смело можно будет сказать «восьмой и последний».