«У города должна быть мечта», — любил повторять экс-губернатор Пермского края. Инициатор и идеолог культурного проекта покинул свое высокопоставленное положение. В сравнении с Олегом Чиркуновым любой чиновник, пожалуй, выглядит прагматиком и утилитаристом, и замашки на статус «культурной столицы Европы» покажутся ему смехотворными. Но куда будущий рулевой края должен девать воплощенные в вещественность артефакты и амбиции?
Марат Гельман, открывший в Перми Музей современного искусства и фактически положивший начало дальнейшим культурным преобразованиям, судя по его последним комментариям в прессе, не видит в свершившейся политической перестановке ничего катастрофического и рассматривает несколько вариантов дальнейшего развития культурного проекта. Безусловно, присутствует риск отклонения намеченных реформ новым главой региона, но намного вероятнее, по мнению галериста, продолжение проекта — с Гельманом или без него. В Министерстве регионального развития, откуда и пришел Басаргин, сложилось понимание процессов и логики, согласно которой прогрессирует пермская культурная программа, и свернуть ее скорее всего не решатся, считает г-н Гельман.
Противоположной точки зрения традиционно придерживается председатель пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов. Кандидатуру Виктора Басаргина художник называет оптимальной: «При всем моем уважении к потребности прямых выборов губернатора у нас нет подходящих для этой должности персон. Басаргин — это политик с большим опытом и знаниями. Благодаря им он и поймет, насколько сложное положение сложилось в Перми в сфере культуры». Г-н Исмагилов уверен, что перво-наперво новый губернатор «даст воздуха» местному художественному сообществу. Заново сориентированная на местный контент культурная политика будет наконец работать на тех, кто этого заслужил, полагает Равиль Исмагилов.
Председатель Союза художников считает, что самый дорогой пермский фестиваль «Белые ночи» в этом году пермяки увидят в последний раз. «По крайней мере в том формате и размахе, в каком он существует ныне. Через год он затухнет или вовсе будет отменен», — добавляет собеседник «bc».
Наиля Аллахвердиева, руководитель проектов ПЦРД и паблик-арт программы Музея современного искусства PERMM, не верит в возможность осуществления таких драконовых мер. «Отказ от культурного проекта приведет к тому, что действующей власти придется предъявлять результаты в иных сферах своей деятельности: в строительстве дорог, больниц, доступного жилья, то есть в тех отраслях, где результаты не появляются «завтра» или «послезавтра». Поставив проект под удар, его противники, если они найдутся, автоматически выступят и против сложившейся аудитории. А это большие массы населения. Их возмущение — это серьезная реакция, которая вызовет изменение психологической атмосферы вплоть до социальной депрессии, что в свою очередь скажется на миграционных процессах. Поэтому решительно пресекать проект просто глупо», — рассказала г-жа Аллахвердиева.
В то же время собеседница «bc» отметила, что проект находится в зоне действия нескольких рисков. Даже если его не закроют, то всегда есть вероятность смены управленческой и лоббистской команды на правительственном уровне. В этом случае содержание проекта, оставленного под прежней вывеской, может существенно измениться, произойдет «вымывание» главных идей и их формализация. «Россия не двигается в логике здравого смысла, — напомнила Наиля Аллахвердиева. — При желании здесь можно закрыть и прекратить все что угодно: строительство стены у Театра-Театра, деятельность ПЦРД, культурную революцию. Ведь никто достоверно не знает, что Басаргину не поступил конкретный заказ сверху срубить проект под корень».
Надежда Агишева, руководитель фонда «Новая коллекция», указывает на то, что у культурного проекта была очень сложная система финансирования. «Специально созданные автономные учреждения в крае и городе скорее всего будут ликвидированы. Именно их деятельность вызывает много замечаний со стороны контролирующих органов. Проект лишится механизмов, которые позволяли обходить требования формальных процедур», — считает Надежда Агишева.
Надежда Агишева:
— Еще один ресурс, который потеряет культурная революция — это лоббистский. Основным «рекламщиком» проекта был Марат Гельман. Он называл себя другом Олега Чиркунова, смог убедить его в значимости и успехе культурной революции. Думаю, что второй раз добиться такой поддержки ему не удастся. Конечно, не получит такой безоглядной поддержки и Борис Мильграм.
Г-жа Агишева также заметила, что Басаргину предстоит определиться, какая из пермских культурных институций у него в приоритете. Переезд Музея PERMM, проект нового здания ПГХГ и реконструкция Оперного театра — это три больших инфраструктурных задумки, и осуществить их одновременно практически невозможно.