Так провожают пароходы
На продажу выставлено единственное судостроительное предприятие на Урале — Верхнекамский судостроительный комплекс. Нынешние собственники планируют реализовать актив за 360 млн рублей.
По информации «bc», собственники «Верхнекамского судостроительного комплекса» выставили его на продажу. Реализацией объекта занимается ГК «Финист». Цена, озвученная в объявлении о продаже, составляет 360 млн рублей. За эти деньги покупатель приобретет 11 га земли с недвижимостью общей площадью более 32 тыс. кв. метров и оборудованием, которое занимает 21 тыс. кв. метров этой площади. На объекте функционируют корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное, стапельное и трубообрабатывающее производства. «Земля в собственность не оформлена, но владельцы намерены выкупить ее на средства залога при заключении сделки. У нынешнего собственника нет средств на покупку», — отметила представитель продавца.
В разговоре с корреспондентом «bc» представитель компании «Финист» отметила, что собственники ВСК готовы к торгу. «При условии, что покупатели единовременно оплатят актив, можно рассчитывать на скидку в 10–15 %. Если же в рассрочку или ипотеку, то торг будет зависеть от их сроков», — отметила представитель продавца.
Согласно презентации, представленной на сайте ГК «Финист», основным видом деятельности ООО «ВСК» является строительство, модернизация и ремонт судов.
Собственником актива сегодня, по информации представителя продавца, является ООО «Верхнекамская судостроительная компания», выкупившая объект в 2009 году. До этого судостроительное предприятие принадлежало дочке ОАО «Сильвинит», ООО «Сильвинит-Капитал». Последнее использовало его как площадку для строительства сухогрузов. Но с 2006-го по 2009 годы на ВСК было построено всего одно судно — сухогруз «Соликамский». Представители «Сильвинит-Капитал» признали актив непрофильным и выставили на продажу. Кроме того, согласно данным информационной базы «СПАРК», в 2009 году у ВСК были убытки более чем в 235 млн рублей, а кредитные обязательства составили почти 1,5 млрд рублей.
ООО «Верхнекамская судостроительная компания» в 2009 году приобрела ВСК с целью всерьез заняться судоремонтом и потеснить на рынке Прикамья пермского пароходчика Михаила Антонова. В качестве консультантов были приглашены представители судоходной компании «Урал». По информации ГК «Финист», «Верхнекамской судостроительной компании» за три года удалось выйти на рентабельность за счет государственных и частных заказов.
Тем не менее, причина продажи, которую озвучивает собственник, заключается в том, что данное направление бизнеса компании больше не интересно. Вырученные с продажи средства планируется направить на развитие других проектов, скорее всего, инновационных.
По словам представителя продавца, на актив уже нашелся покупатель среди пермских компаний, однако банк не одобрил кредит, и сделка не состоялась. Назвать фирму-покупателя представители ВСК отказались. «Три недели назад покупкой интересовались москвичи, но до конкретной сделки дело не дошло», — отметили в ГК «Финист».
В разговоре с корреспондентом «bc» представитель продавца отметила, что собственники готовы отдать предпочтение пермским покупателям, которые не стали бы менять профиль бизнеса.
По мнению заместителя директора ООО «Средне-Волжская Судоходная компания» Бориса Корягина, сегодня рынок судостроения в России развивается слабо из-за дороговизны производства. «Это направление бизнеса будет перспективным лишь при условии конкурентоспособных цен. Однако компании предпочитают сосредотачиваться на ремонте судов, поскольку в России заниматься строительством флота невыгодно. Перспективнее размещать производство в Украине, Китае и Турции. Хотя удобнее строить суда было бы, конечно, в России», — отметил собеседник. Однако он добавил, что новых судов стране все же не хватает, особенно танкеров. Что касается рынка судоремонта, то сегодня, по мнению г-на Корягина, он держится на тех комплектующих и оборудовании, которые были произведены еще в советское время. «Ситуация такова, что сегодня почти ни одно российское предприятие не занимается производством комплектующих и оборудования для ремонта судов, и рынок будет приносить прибыль до тех пор, пока не закончатся старые запасы», — добавил эксперт.