Иконоборчество
Business Сlass пошел на эксперимент и в качестве специалиста по вопросам искусства привлек медицинского эксперта. Объектом анализа врач-психиатр Сергей Аверьянов избрал арт-объект Icon Man. Если мнение респондента не совпадет с вашим, не пугайтесь — у респондента еще все впереди.
«Курт Воннегут говаривал: «Если вы очень хотите насолить предкам, а смелости податься в голубые у вас не хватает, вы по крайней мере можете стать художниками». Теперь времена другие, и не только общественные, но и медицинские воззрения на многие вещи значительно трансформировались.
Оценивать современный культурный официоз с психиатрической точки зрения — дело неблагодарное. Понятно, что его адепты энергичны, циничны и успешны. Они смело взваливают на себя труд по формированию культурного облика целых регионов, гордо и поучительно, при поддержке властей представляют свои произведения недоумевающему народу и яростно отстаивают свое право на существование, то есть полностью социализированы, жалоб не предъявляют, поэтому объектами медицинского рассмотрения быть не могут.
Жалобы есть у людей, против воли оказавшихся в подобной культурной среде, поэтому попробуем рассмотреть арт-объекты с точки зрения эмоций, которые они вызывают у аудитории. Циклопическая табуретка у вокзала и красные фанерные микроцефалы обсуждались неоднократно, эти произведения трэшмейкеров уже стали своеобразными отрицательными символами города. Другой, не столь известный, но не менее выдающийся монумент — «Айкон Мэн» (Icon Man) взирает на пермяков аккурат от Культурно-делового центра и краевой администрации, то есть недвусмысленно демонстрирует, что он плоть от плоти культурно-деловой, а также, с чьей санкции тут находится. Рассмотрим подробнее этого антропоморфного Голема из стекла и металла, какое послание таят его светящиеся пиктограммы?
Кроме рук и ног у него есть еще пара функциональных «органов». Единственный живой глаз и кнопка on/off в области паха. Глаз (похоже, женский) теряется за металлическими деталями и смотрит с отчаянием, как последняя частичка живой плоти в корпусе киборга. Скоро его заменят смайлики, и он станет таким же мертвым, как Команданте слева от него. Это смерть после смерти, вечный немой ужас за светящимся фасадом. Кнопка на половых органах не оставляет сомнений о главном энергетическом узле этого андроида. Остальные иконки представляют собой набор заурядных паттернов, оставляющих зрителя равнодушным. Череп с костями, инвалид, рождество, пожар, инь-ян, книга — всего лишь иконки, программа, алгоритм жизни для рискнувшего отождествить себя с «Айкон Мэном».
Самые же любопытные, обойдя изваяние, обнаружат в его спине потайную дверцу, а значит — не все так однозначно, месседж может быть изменен, и «Айкон Мэн» засияет другими смыслами.
Ну и пару слов о названии. Тут и так все понятно, кому иконка, а кому икона. В религиозных вопросах психиатрия бессильна.